Грузинский саночник в Ванкувере погиб из-за жадности канадцев
В гибели грузинского спортсмена на санно-бобслейной трассе в Ванкувере фактически виноваты даже не проектировщики, а устроители игр, которые хотели сделать этот спортивный объект приносящим доход и после Олимпиады-2010
Читать на полной версииЗа много лет до несчастного случая на санной трассе в Ванкувере, повлекшего гибель грузинского спортсмена Нодара Кумариташвили, создатели этого комплекса приняли ряд решений, направленных на то, чтобы гарантировать коммерческий успех олимпийского объекта после завершения Игр. Проложенный в итоге маршрут оказался самым скоростным и потенциально опасным по сравнению со всеми прежними соревновательными площадками. Реконструкция событий, предшествовавших трагедии, показывает, что строительство трассы стало результатом решений, многие из которых отнюдь не были связаны со спортом, пишет The Wall Street Journal.
Желая разместить олимпийскую санно-бобслейную трассу в оживленном туристическом районе с хорошими температурными условиями, проектировщики и организаторы выбрали площадку рядом с горнолыжным курортом в Уистлере. Долина в Уистлере более крутая и узкая по сравнению с другими площадками, где проложены олимпийские маршруты, пишут журналисты The Wall Street Journal. Итог — сложная трасса и квантовый скачок в скоростях. И это в таком виде спорта, где даже небольшое изменение параметров движения требует от спортсменов значительной корректировки и адаптации.
Вскоре после открытия и испытаний новой трассы в марте 2008 года стало понятно, что она более скоростная, чем ожидалось. Скоростной потенциал был пересчитан с учетом результатов первых прокатов, оценка была повышена на 5,5%, с 91 до 96 миль в час (около 149,5 км/ч).
После гибели грузинского саночника Нодара Кумариташвили оргкомитет Олимпийских игр в Ванкувере (Vanoc) и Международная федерация санного спорта заявили, что трасса безопасная. По их словам, саночник не справился с управлением.
Однако после трагедии на том повороте, где разбился грузинский спортсмен, перед железными балками была установлена дополнительная деревянная перегородка. Кроме того, была опущена точка старта, так что потенциальная скорость, которую могут развить сани, стала меньше на 5 миль в час.
Пересказывая историю подготовки к Играм в Канаде, The Wall Street Journal сообщает, что сначала регуляторы и устроители в качестве площадки для организации соревнований рассматривали гору Граус в городе Северный Ванкувер. Этот вариант считался лучшим для прокладки маршрута, говорят участники начальных этапов планировки. Но вскоре заявочный комитет договорился перенести объект выше, к горнолыжному курорту в Уистлере.
Вице-президент по спорту Ванкуверского оргкомитета Тим Гайда (Tim Gayda) в октябре 2002 года заявил в интервью газете The Vancouver Sun, что такое решение позволит сделать олимпийский объект финансово жизнеспособным и после окончания Игр.
«Чтобы обеспечить финансовую устойчивость, мы хотим устроить эту трассу там, где люди будут платить высокую цену за катание зимой и летом» — вот сказанные тогда слова Гайда. Федерации санного спорта и бобслея, по его словам, подталкивали оргкомитет рассмотреть вариант в Уистлере.
Как сообщает The Wall Street Journal, добиться комментариев от устроителей трассы через Ванкуверский комитет не удалось. В комитете ссылались на плотный олимпийский график, сообщает газета. Представители МОК переадресовывают вопросы о технических параметрах маршрута федерациям санного спорта и бобслея. В Федерации санного спорта на многочисленные звонки и запросы не отвечают, пишет The Wall Street Journal.
Президент Международной федерации бобслея и скелетона (FIBT) Боб Стори (Bob Storey) заявил, что было бы поспешным списывать произошедшее на скорость. «Канадская конная полиция не связывает этот случай с ошибками в проектировании и не связывает его со скоростью», — приводит The Wall Street Journal слова Стори. Стори добавил, что эту трагедию называют несчастным случаем потому, что никто не может определить причину.
По словам технического эксперта Федерации бобслея Терри Гудзовски (Terry Gudzowsky), который на начальном этапе участвовал в проектировании объекта, причиной трагедии стал в том числе погодный фактор. Зимой на Граус Маунтин часто стоит теплая влажная погода, из-за чего лед здесь более мягкий и не такой скоростной. Гудзовски сообщил, что тогда он выступал за перенос трассы в Уистлер.
«Это было не инженерное решение, — говорит Стори. — Это коммерческое решение».
Площадка в Уистлере узкая и имеет крутой рельеф. Выбор местности с такой топографией означал, что маршрут будет очень трудным и скоростным, передает слова Гудзовски The Wal Street Journal. Долина в Уистлере, где было решено проводить санно-бобслейные соревнования, в ширину достигает 100 ярдов. Для сравнения: в Калгари ширина площадки составляет 300 ярдов, в Солт-Лейк-сити — 500 ярдов.
В итоге в Уистлере нет возможности устроить, как обычно делается, длинные виражи для снижения скорости. Здесь трасса должна быть короткая и плотная, что означает огромные перегрузки на поворотах и с их нарастанием по ходу до предельного уровня ближе к концу трассы — и практически полное отсутствие изгибов. В итоге сани развивают огромную скорость, превышающую все прежние рекорды.
В письме от 17 марта 2008 года, которое удалось получить редакции The Wall Street Journal, Международная федерация бобслея уведомила немецкого проектировщика Удо Гургеля (Udo Gurgel), что официально одобрила Whistler Sliding Centre как место проведения международных соревнований. Как следует из письма, трасса была утверждена с условием, что будут возведены защитные перегородки, и неопытным гонщикам будет рекомендовано стартовать с более низкого уровня.
Опасения по поводу трассы высказывали и сами спортсмены. Представители Федерации санного спорта в ответ заявили, что будущие бобслейные маршруты по скоростным характеристикам не должны превосходить планку в 87 миль в час, соответствующую прежнему мировому рекорду скорости. Но это решение не распространялось на существующие трассы, поэтому ванкуверский трек не стали бы менять
Вопросы вызывает и разделение труда при прокладке маршрута, пишет The Wall Street Journal. Немецкий проектировщик Гургель заявил, что на других проектах он выступал в роли генподрядчика, ответственного за возведение защитных стен и прочего оснащения. На этот раз ему было поручено только проложить бетонное полотно будущей трассы, а на возведение защитных сооружений и крыши желоба, опирающейся на несущие колонны, организаторами были заключены отдельные контракты. Представители спортивных федераций утверждают, что с защитными стенками проблемы не было, пишет The Wall Street Journal.