Госдума очень хочет, чтобы разработчики компьютерных игр производили больше игрушек с «национально-патриотическим наполнением», за что обещает снизить тарифные страховые взносы в пенсионные и другие федеральные фонды до ставок, действовавших в 2009 году для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон. Обещает и отмену НДС при реализации продукции на электронных носителях.

Сегодня в рамках круглого стола «Роль образовательной и игровой компьютерной индустрии в формировании ценностных установок и патриотическом воспитании молодежи» представители игровой индустрии и министерств обсуждали проблемы разработчиков игр. Как рассказал BFM.ru председатель комитета Государственной Думы по делам молодежи Павел Тараканов, двумя главными вопросами, которые обсуждались на встрече, стали: отсутствие государственной поддержки отечественных производителей компьютерных и видеоигр и повышение уровня профессионального образования молодых специалистов отрасли.

По данным думского комитета по делам молодежи, в России активно играющие в компьютерные и видеоигры на сегодняшний день составляют аудиторию от 10 до 25 млн человек, а по всему миру их число превышает 300 млн. «Игры сегодня оказывают такое же влияние на молодых людей, как и кино, но на кино государство выделяет средства, а на игры — нет. Большая часть игр импортные, и нужно развивать собственную индустрию, поддерживая разработчиков ПО и игр, тем более, что это можно делать на базе уже существующих технопарков», — говорит Тараканов.

В проекте рекомендаций комитета к «круглому столу» также отмечается, что Швеция развивает поддержку своих разработчиков и издателей компьютерных и видеоигр, распределяя среди них государственные гранты. А «в Германии государство выделило средства для разработки специальной компьютерной игры, моделирующей службу в Бундесвере, чтобы использовать широкодоступный игровой формат для передачи молодежи патриотических ценностей». Кроме того, патриотическая компьютерная игра готовится к выпуску в Китае.

Павел Тараканов отмечает, что государственная поддержка должна предоставляться всем разработчикам игр, но с помощью игр нужно привнести элемент патриотизма в национальную игровую индустрию путем поддержки отечественных производителей, ориентированных на разработку проектов с национально-патриотическим наполнением.

«Сегодня на рынке практически не представлены игры, целенаправленно бы представлявшие социальные и культурные ценности современного российского общества», — отмечается в проекте рекомендаций.

По словам Павла Тараканова, в ближайшее время комитет рассмотрит законопроект «О государственной поддержке индустрии интерактивных технологий, компьютерных и видеоигр в РФ», который разрабатывают представители игровой отрасли. Глава комитета считает, что помощь от государства в первую очередь должна включать мероприятия по законодательному и нормативно-правовому обеспечению развития отрасли. Кроме того, для игроков отрасли предполагается понижение тарифных страховых взносов в пенсионные и другие федеральные фонды по ставкам, действовавшим в 2009 году для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, а также отмена НДС при реализации продукции на электронных носителях.

Представители игровой индустрии не против помощи государства, тем более с учетом того, что на российском игровом рынке экономический кризис сказался достаточно сильно. Если в западном мире люди отказывались от кино в пользу видеоигр, то у нас отказались от видеоигр в пользу бесплатного телевидения или пиратских продуктов. В середине прошлого года производители игр отмечали 30% снижение продаж.

По мнению главного редактора профильного журнала «Страна Игр» Константина Говоруна, такая поддержка государства сейчас необходима. «Игровая индустрия испытывает большие трудности, в первую очередь финансовые. Большинство проектов, которые были в разработке — закрыты, остались единицы, но им тоже нужна какая-то поддержка. Если сделать несколько качественных игр с патриотическим уклоном, хуже от этого никому не станет, и они, действительно, могут окупиться», — говорит эксперт.

PR-менеджер компании «Акелла» Сергей Затинщиков рассказал BFM.ru, что компания уже сейчас выпускает довольно много проектов подобного класса, более того, они рентабельны, но все же уступают известным западным брендам. Поэтому любая государственная поддержка поможет их продвигать на рынке. «Если государство разместит рекламу на своих каналах, естественно, продажи увеличатся», — добавляет Затинщиков

Немало игр, способствующих военно-патриотическому воспитанию, разработала компания «1С». Самый яркий пример, наверное, игра «Ил-2 Штурмовик», разошедшаяся тиражом более 2 миллионов экземпляров, больше половины из которых — в странах дальнего зарубежья. Игроки всего мира могли поучаствовать в решающих сражениях Великой Отечественной войны, сидя за штурвалами знаменитых советских самолетов.

Константин Говорун считает, что если бы государство выделило какие-то средства на развитие этого игрового сериала, то можно с уверенностью говорить, что продукт будет востребован, причем не только в России. Однако одна из главных проблем российской индустрии в том, что, по словам эксперта, в России есть 2–3 команды, которые могут делать приличные игры, и 100–200 команд, которые «делать игр не умеют».

«Мы физически не сможем выпускать больше 1–2 приличных игр в год, поэтому и распылять средства бессмысленно. Что же касается пропаганды каких-то современных ценностей — это тоже довольно сложно, надо сначала наладить производство игр, а потом уже начинать разрабатывать патриотические игры, пропагандирующие российские культурные ценности».