Евгения Васильева сказала свое «последнее слово»
Главная фигурантка дела «Оборонсервиса» рассказала о том, кто научил ее «любить страну и почитать законы». Пресненский суд начнет оглашать приговор 6 мая. Его чтение может занять несколько дней
Читать на полной версииПресненский суд Москвы сегодня удалился на вынесение приговора по одному из самых резонансных дел последних лет — о крупных хищениях через компанию «Оборонсервис». Судья Татьяна Васюченко сообщила, что начнет зачитывать судебный акт 6 мая. Перед этим главная обвиняемая и ее предполагаемые сообщники выступили перед судом с последним словом. Основная фигурантка, бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева заявила, что никаких преступлений она не совершала и попросила ее оправдать.
Желаемое и действительное
Прежде чем предоставить подсудимым последнее слово, суд полдня слушал реплики сторон. Первым в них говорили представители гособвинения (всего в деле участвуют четыре прокурора). Они заявили, что защита «выдает желаемое за действительное». При этом прокурор Вера Пашковская опровергла заявление Евгении Васильевой о том, что на свидетелей в ходе следствия оказывалось давление и перед допросом в Следственном комитете их вызывали на Лубянку. Пашковская утверждала, что упомянутый Васильевой свидетель Наумкин ездил туда добровольно. На следствии его допрашивали шесть раз, и только в первый раз он приехал на допрос с адвокатом, сказала она. «Если к свидетелю применялись меры непроцессуального воздействия, то странно, почему он не отказался потом ездить на допросы без адвоката», — привела аргумент гособвинитель.
В ответ адвокат Васильевой Дмитрий Харитонов процитировал показания Наумкина. «Странно была построена работа со мной. Мне позвонили и сказали приехать на Лубянку. В приемной молодой человек сказал, что нужно определиться, на чьей я стороне. После этого мы поехали в переулок Хользунова (там находится Главное военное следственное управление СКР — ГВСУ СКР), и я позвонил знакомому адвокату», — говорилось в них. «Вот так вызывали свидетелей оперативные сотрудники ФСБ, и предлагали им определиться, на чьей же они стороне, — указал защитник. — Прошу вас вынести подсудимым приговор по всем пунктам обвинения». Его коллега адвокат Тимофей Гриднев подчеркнул, что в действиях Васильевой и других фигурантов не было состава преступления. Защитник обратил внимание суда на то, что в обвинении говорится о продаже имущества по заниженной цене. «Это возмездная сделка, а не безвозмездный переход права собственности путем обмана и злоупотребления доверием, которым является мошенничество», — указал защитник. Он добавил, что мог бы «прочитать целую лекцию по этому поводу», но не понимает, почему он должен устраивать обвинению юридический ликбез.
«Нежный и ранимый человек»
Другой адвокат Васильевой Хасан-Али Бороков призвал суд руководствоваться не эмоциями, а дать оценку действиям подсудимой с точки зрения Уголовного кодекса.
«Конечно, госпожа Васильева — не подарок, она жесткий руководитель и очень волевой человек. Об этом говорили ее подчиненные, — признался защитник. — При этом я знаю ее, как милого, нежного и ранимого человека. Как многие пишут, она очень красивая женщина. Но мы судим человека не за то, что он плохой или хороший, нравится нам ее стихии или картины или нет». Адвокат сказал, что суд должен дать оценку действиям подсудимой с точки зрения того, нарушила она или нет Уголовный кодекс. Сам юрист был убежден, что Васильева «не совершала уголовно-наказуемые деяния». «Оправдайте, пожалуйста, ее», — попросил он судью Татьяну Васюченко.
Сама Васильева в репликах была весьма эмоциональна. В ее выступлении преобладал вопрос «почему?» и фраза «мне непонятно». «Еще на первом курсе в институте нас учили, что, чтобы получить право на имущество, его нужно зарегистрировать», — начала она. Подсудимая отметила, что ни один из объектов, который упоминается в уголовном деле, не был на нее оформлен.
Ошибки следствия
Экс-чиновница вновь затронула тему давления на свидетелей и фигурантов уголовного дела «Оборонсервиса». По ее словам, от них требовали дать показания на нее и ее бывшего начальника — экс-министра обороны России Анатолия Сердюкова. В частности, подсудимая упомянула слова представшего вместе с ней перед судом гендиректора «Окружного материального склада Московского округа ВВС и противовоздушной обороны» Максима Закутайло. «Ему угрожали, говорили, что его и его жену посадят в тюрьму, а их дети станут наркоманами», — сказала Васильева. Назвав еще несколько имен, Васильева воскликнула: «И что все они врут?!».
Подсудимая попыталась уличить прокуроров в том, что они якобы оперируют неюридическими понятиями, а также заявила о наличии в деле «безумного количества» арифметических, логических и методологических ошибок. Свои претензии фигурантка, главным образом, адресовала экспертам, которые пришли к выводу о причинении ею ущерба почти в 3 млрд рублей вследствие продажи имущества по заниженной цене. «Почему такие грамотные специалисты, о которых говорит обвинение, применяют ставки, которые влияют на завышение цены?!», — вопрошала подсудимая. «Я могу предположить, что эксперты не знают законы», — сама ответила она. «Но почему они не применяют закон Об оценочной деятельности, с которым они работают всю жизнь?!».
Васильева вновь заявила, что вмененный ей ущерб в 3 млрд рублей — «нарисованный». По ее мнению, его «попросту не существует, также как украденных ею из запасников Минобороны картин, 13-комнатной квартиры, в которой она якобы проживает, офшорных счетов и вообще коррупции в Минобороны.
Последнее слово
Выступая с последним словом, Васильева и ее предполагаемые подельники попросили вынести им оправдательный приговор. Знакомая главной фигурантки Ирина Егорова и бывшая руководитель компании «Оборонстрой» Лариса Егорина поблагодарили судью Татьяну Васюченко за «человеческое отношение» и «соблюдение их прав».
Максим Закутайло покаялся в том, что совершил растрату 408,5 тысячи рублей, которые принадлежали возглавляемому им «Окружному материальному складу Московского округа ВВС и противовоздушной обороны». «Да, я совершил преступление. Каждый человек имеет право ошибаться в жизни. Я совершил ошибку. Прошу по данному эпизоду меня строго не наказывать», — обратился он к суду. Обвинение по двум другим пунктам он отверг. Юрий Грехнев, который являлся директором 31-го Государственного проектного института спецстроительства, упомянул, что он — верующий человек, но ему не в чем будет каяться ни «перед небесным судом, ни перед земным». При этом он выразил сомнения по поводу того, что прокуроры и следователи смогли бы поклясться в суде на Библии, как это принято в некоторых западных странах, и сказать, что они верят в то, что они написали про него. «Все, что я сказал, я могу повторить, положив руку на Библию», — заявил Грехнев. При этом он отметил, что псевдожерва (по всей видимости он имел в виду бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова) «пришла в суд и объявила, что ее никто не обманывал, и все решения она принимала самостоятельно». «Это какое-то безумие, что у нас происходит!», — возмутился фигурант.
Что же касается главной фигурантки — Евгении Васильевой, она заявила, что никаких преступлений она не совершала и «никакой преступной группы не создавала». «Вся моя деятельность была направлена исключительно на защиту государственных интересов, на благосостояние и укрепление государственной власти», — заверила экс-чиновница. В завершение подсудимая поздравила всех с наступающим Днем Победы: «Мой дед был морским офицером и пережил блокаду Ленинграда. Именно он научил меня любить свою страну, почитать ее законы, и я считаю, что мы должны все сделать для того, чтобы быть достойными Великой Победы и жить в процветающем государстве», — сказала она. Подсудимая поблагодарила судью за ведение процесса на «высоком правовом уровне с высокой правовой культурой». «Надеемся на соответствующий приговор», — заметила она.
Судья Татьяна Васюченко выразила ответную признательность, сказав, что для нее была «честь работать с такими высококвалифицированными юристами». Приговор она пообещала начать оглашать 6 мая. Таким образом, судья дала понять, что чтение судебного акта может растянуться на несколько дней.
Напомним, что 23 апреля в прениях сторон гособвинение сочло вину Васильевой доказанной, но запросило условный срок — 8 лет лишения свободы условно со штрафом в 1 млн рублей. Четверых предполагаемых соучастников экс-чиновницы прокуроры предложили осудить на сроки от 4 до 6 лет колонии условно со штрафом от 300 до 900 тысяч рублей. Они находятся под подпиской о невыезде, а Васильева — под домашним арестом.
Новые дела
Впрочем, даже если судья назначит Васильевой условный срок или вообще оправдает, ее могут ждать обвинения по 34 новым эпизодам уголовного дела с ущербом на 16 млрд рублей. Именно из него в свое время было выделено и направлено в суд дело в отношении экс-главы ДИО и соучастников. Сегодня газета «Коммерсантъ» сообщила еще об одном деле, в котором фигурирует имя экс-чиновницы. Оно было возбуждено ГВСУ СКР по факту мошеннической продажи сельскохозяйственного предприятия ОАО «Ленинградское». Как ранее сообщил BFM.ru адвокат Васильевой Хасан-Али Бороков, пока Следственный комитет не вызвал его клиентку для дачи показаний ни по одному из этих дел и не уведомлял о намерении привлечь к уголовной ответственности.