Продажи новых автомобилей в России продолжают свое падение. По итогам I квартала сбыт легковых машин сократился почти в два раза по сравнению с тем же периодом 2014 года. В апреле и мае тренд сохранится.

На рынке подержанных машин также спад, но не такой резкий в процентном соотношении. Так, за первые три месяца объем сделок на вторичном рынке составил 1,1 млн — это на 19,5% меньше, чем за первые три месяца прошлого года.

Подобную ситуацию мы наблюдали в 2008-2009 годах, когда рынок новых машин также существенно просел. Правда, и восстановился он довольно быстро, поэтому далеко не все участники рынка перестроили свой бизнес и стали активно развивать продажи подержанных машин. К слову, в Европе официальные дилеры уже давно зарабатывают не на продаже новых машин, а как раз на реализации подержанных.

Фактически текущий кризис дает дилерам второй шанс. И для кого-то он может стать последним.

Артем Самородовруководитель службы продаж INTRADE АВТОМОЛЛ — Группы компаний «Независимость»«В начале года падение продаж подержанных автомобилей к январю прошлого года составил примерно 40%. Но мы сознательно снижали объемы, удерживая маржинальность. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Во-первых, цены стали возвращаться на прежние позиции. Так, если в начале года средний ценник вырос на 120-150 тысяч рублей, то сейчас он скорректировался в сторону снижения примерно на 100 тысяч. Во-вторых, мы наблюдаем сильный подъем сделок по программам trade-in. Поэтому для развития и скорейшего восстановления мы активно проводим диверсификацию бизнеса по продаже автомобилей с пробегом в рамках нашей компании. В частности, отказываемся от внешней аренды и увеличиваем количество точек продаж за счет открытия площадок в автоцентрах Группы».

Однако процент продаж подержанных автомобилей официальным дилерам в России по-прежнему не высок. Если говорить о столицах, то это примерно 20-30% , в регионах этот показатель ощутимо ниже. Причина — заниженная стоимость покупки.

Азат Тимерхановведущий аналитик агентства «Автостат»«В кризис, когда продажи новых машин заметно упали, дилеры все больше внимания уделяют продажам авто с пробегом. Но более интенсивному развитию данного направления зачастую мешает разница между ценой, по которой владелец может продать машину самостоятельно, и той, за которую автосалон готов выкупить ее у продавца. А она, как показывает практика, может составлять до 20-30% от стоимости самого авто, что, согласитесь, довольно существенно».

Отбирают хлеб у официальных дилеров и перекупщики-частники. Они быстрее отслеживают новые предложения на рынке и предлагают более выгодную цену. Хотя этот бизнес для них становится все сложнее.

Сергейперекупщик подержанных автомобилей«Я занимаюсь этим двадцать лет, сначала привозил машины из Европы, пока этот бизнес был выгодным, сейчас приобретаю б/у автомобили в России. Ищу через Интернет. Но никогда, разумеется, не говорю, что собираюсь машину перепродать. Во-первых, многие опасаются мошенничества. Во-вторых, тогда клиент поймет, что он и сам может продать машину подороже. В этом, кстати, важный психологический момент и проблема для дилеров. Ну и к тому же аппетиты у меня поскромнее. 20-30 тысяч рубелей с машины для меня более чем приемлемый доход. Хотя с каждым годом работать все сложнее из-за различных послаблений, в том числе с оформлением сделок. А в этом году еще и найти машину по нормальной цене стало сложнее. Все решили, что их автомобили стали значительно дороже. Цены в некоторых случаях выросли на 40-50%, хотя последний месяц ситуация меняется в лучшую сторону».

По оценкам экспертов, даже при худшем сценарии развития автомобильного рынка России продажи подержанных будут падать медленнее, чем новых. Так, по прогнозам агентства «Автостат», в 2015 году вторичный рынок может упасть в лучшем случае на 10%, в худшем — на 30%. Так что шанс вполне реальный.