Президент России Владимир Путин решил помиловать экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, досиживающего 10 лет и 10 месяцев лишения свободы в колонии в Карелии. Соответствующее прошение бизнесмен подал из-за состояния здоровья своей матери, которая много лет страдает раком. В интервью BFM.ru Марина Филипповна Ходорковская рассказала о том, как узнала радостную весть.

Вы уже знаете о том, что Путин решил помиловать Михаила Борисовича?
Марина Ходорковская: Мне известно все то же самое, что и вам. Абсолютно ничего другого я не знаю. Я услышала это по радио, как и многие.
Какая была ваша первая реакция?
Марина Ходорковская: Я в это не поверила. Решила, что это очередное издевательство. Я уже за эти 10 лет (которые прошли с момента ареста сына в 2003 году — BFM.ru) иначе ничего не воспринимаю.
А когда вы последний раз были у сына?
Марина Ходорковская: Я была летом. Это было не длительное трехдневное свидание — на них ездит его семья, жена, дети. Мы с мужем ездим на четыре часа общения через стекло и по телефону.
О чем вы тогда говорили, в каком сын настроении был?
Марина Ходорковская: Ну у него всегда настроение бодрое. А говорили о своих домашних делах. Он в основном интересуется семьей, детьми. Дети учатся, у них все нормально. Часто они ездить к нему не могут, потому у них длительное свидание раз в три месяца. Говорили про наши дела, про здоровье, про нас.
Ваш сын должен был освободиться в августе 2014 года. Вы не обсуждали тогда, что он собирается делать, когда выйдет?
Марина Ходорковская: Нет, мы на эти темы там не разговариваем.
Как вы собираетесь встретить Михаила Борисовича?
Марина Ходорковская: Давайте не предвосхищать события. Вот когда увидимся, тогда я вам скажу, а пока я ничего не могу говорить. Не хочу ничего загадывать.
Извините за вопрос, как вы себя сейчас чувствуете?
Марина Ходорковская: Ничего, ничего, лечусь. Положительно.
Желаю вам здоровья и скорейшей встречи и вместе встретить с сыном новый год.
Марина Ходорковская: Ну на это надежды мало. Будем радоваться событиям по мере их свершения. Спасибо.

В конце ноября Михаил Ходорковский дал интервью Тhe New York Times. Отвечая на вопрос о том, кто для него является моральным авторитетом, он назвал свою маму. Тогда же он сообщил, что с 45 лет она страдает раком. «В 45 у нее нашли подзапущенный рак. Сказались вредные условия производства. Тяжелейшие операции. Химиотерапия. Потом еще. Опять повезло. Долгая ремиссия….Сейчас маме почти 80 лет. Опять рак, опять операция. Сын уже 10 лет в тюрьме, и есть большая вероятность никогда не встретиться на свободе. Но мама не сдается. Поездки, десятки встреч. И всегда гордо поднятая голова», — так отзывался о своей маме экс-глава ЮКОСа.

В настоящее время 50-летний экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский отбывает срок в колонии карельского города Сегеж. Его деловой партнер, экс-глава МФО «Менатеп» 56-летний Платон Лебедев — в городе Вельск Архангельской области.

Они были арестованы в 2003 году в рамках так называемого «первого дела ЮКОСа». В 2005 году Мещанский суд Москвы приговорил каждого из бизнесменов к 8 годам заключения за мошенничество и другие преступления.

В декабре 2010 года Хамовнический суд Москвы вынес приговор по «второму делу ЮКОСа». Ходорковский и Лебедев получили по 14 лет за хищения свыше 200 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа на общую сумму в более чем 800 млрд рублей и отмывание преступных доходов. Впоследствии вышестоящие суды корректировали им наказание. В последний раз это произошло 6 мая этого года. Верховный суд рассмотрел надзорную жалобу защиты и уменьшил осужденным срок до 10 лет и 10 месяцев лишения свободы.

Таким образом, Лебедев должен был освободиться в мае 2014 года, а Ходорковский — в августе того же года.

Осуждённые никогда не признавали вину, настаивая, что они преследуются по политическим мотивам.