Транспортный рай Швейцарии
Швейцария по праву считается одной из самых развитых стран с точки зрения общественного транспорта, автомобильных дорог и железнодорожного сообщения. В этом еще раз убедился корреспондент BFM.ru, побывавший недавно в Цюрихе
Читать на полной версии«В нашей стране самые лучшие дороги в Европе», — с таким заявлением пару лет назад выступил наш сопровождающий, житель Женевы, украинского происхождения. Тогда на его слова я внимания не обратил. Дороги как дороги, ничего особенного. Но в этот раз, уже в Цюрихе, я решил внимательнее отнестись к его смелому утверждению. Тем более что мой путь, в рамках очередного тест-драйва, лежал, в том числе, через Германию. Там ничего не говорят про качество дорог, ведь все и так знают, что они… ну практически идеальны.
Швейцарские магистрали действительно хороши, но все-таки до немецких автобанов они не дотягивают. Где-то асфальт «шероховат», где-то даже можно заметить пусть и незначительную, не влияющую на безопасность, но колейность. Однако если брать в целом, то швейцарские трассы можно назвать если не самыми лучшими, то самыми ухоженными в Европе. Здесь даже крохотные, однополосные дороги имеют ровный асфальт, без намека на дефекты. А, скажем, в той же Германии, можно встретить вполне себе «подразбитую» дорогу. Особенно в восточной части.
За езду по ухоженным дорогам приходится платить. Чтобы двигаться по магистралям Швейцарии, необходимо приобретать так называемые виньетки — 40 франков (1 франк — примерно 35 рублей). Кроме того, неплохие доходы могут приносить и нарушители ПДД. В Швейцарии с этим строго, например, оштрафовать могут даже за превышение скорости всего на 1 км. Поэтому ехать по, наверное, самой демократической стране мира приходится чуть медленнее максимально разрешенного лимита. Зазевался — готовься к штрафу: за превышение до 30 км/ч на магистрали придется заплатить от 20 до 260 франков, а в черте города до 700 франков. А если вы совсем разогнались (превысив скорость на 30 км/ч и более), то вас могут лишить прав (через суд) на несколько месяцев и оштрафовать на 2000 франков.
Машина не нужна
В Цюрихе довольно богатый автопарк, если сравнивать с другими европейскими государствами. Что, впрочем, не удивительно: в подземных хранилищах местных банков запасы всей мировой бизнес-элиты. Здесь не стесняются ездить на полноразмерных внедорожниках вроде BMW X5, Porsche Cayenne, Mercedes-Benz GL. В центре регулярно попадаются спортивные Porsche, Aston Martin, Maserati и Ferrari. На бензин деньги швейцарцы явно не жалеют: литр 95-го здесь стоит 1,6 франка.
Малолитражек очень мало, что также вполне объяснимо. Представителям среднего класса, тем, кто не может или не хочет тратиться на заправку дорогих авто, вполне можно обойтись и без автомобиля. Ведь в Швейцарии прекрасно развит общественный транспорт. Помню, когда еще лет десять назад я первый раз приехал в Женеву, удивлялся, что без труда в незнакомом городе можно передвигаться на автобусах и «метро», что называется, интуитивно, настолько логичны и удобны схемы движения.
До любого места страны можно доехать на электричке. Впрочем, чтобы было понятнее, электрички в Швейцарии — это преимущественно двухэтажные поезда, комфортные, бесшумные и быстрые. В городах смело пересаживаешься на автобусы или, как в Цюрихе, на трамваи. Здесь именно этот вид транспорта развит на высочайшем уровне. Кажется, что трамваи вообще не пропадают с улиц, «движуха» постоянная. Кстати, по личным ощущениям, интервалы движения трамваев в Цюрихе короче, чем в московском метро. При этом вагоны, даже в часы пик, не загружены.
Еще один популярный вид транспорта в Швейцарии — велосипеды. Всего в стране около 5 тысяч км велосипедных дорожек. Водители двухколесных транспортных средств имеют преимущества. Для них оборудованы специальные дорожки, на которые, разумеется, нельзя въезжать автомобилям и выходить пешеходам. Оборудованные «паркинги» для велосипедов имеются в любом месте города. Ну разве это не транспортный рай?…