«В нашей стране самые лучшие дороги в Европе», — с таким заявлением пару лет назад выступил наш сопровождающий, житель Женевы, украинского происхождения. Тогда на его слова я внимания не обратил. Дороги как дороги, ничего особенного. Но в этот раз, уже в Цюрихе, я решил внимательнее отнестись к его смелому утверждению. Тем более что мой путь, в рамках очередного тест-драйва, лежал, в том числе, через Германию. Там ничего не говорят про качество дорог, ведь все и так знают, что они… ну практически идеальны.

Так стильно выглядит обычный подземный паркинг в центре Цюриха.Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

Швейцарские магистрали действительно хороши, но все-таки до немецких автобанов они не дотягивают. Где-то асфальт «шероховат», где-то даже можно заметить пусть и незначительную, не влияющую на безопасность, но колейность. Однако если брать в целом, то швейцарские трассы можно назвать если не самыми лучшими, то самыми ухоженными в Европе. Здесь даже крохотные, однополосные дороги имеют ровный асфальт, без намека на дефекты. А, скажем, в той же Германии, можно встретить вполне себе «подразбитую» дорогу. Особенно в восточной части.

Общая протяженность дорог в Швейцарии составляет более 70 тысяч км. Из них на магистрали приходится коло 1,7 тысячи км. 200 км трасс проходят в тоннелях, их в Швейцарии примерно 220.

За езду по ухоженным дорогам приходится платить. Чтобы двигаться по магистралям Швейцарии, необходимо приобретать так называемые виньетки — 40 франков (1 франк — примерно 35 рублей). Кроме того, неплохие доходы могут приносить и нарушители ПДД. В Швейцарии с этим строго, например, оштрафовать могут даже за превышение скорости всего на 1 км. Поэтому ехать по, наверное, самой демократической стране мира приходится чуть медленнее максимально разрешенного лимита. Зазевался — готовься к штрафу: за превышение до 30 км/ч на магистрали придется заплатить от 20 до 260 франков, а в черте города до 700 франков. А если вы совсем разогнались (превысив скорость на 30 км/ч и более), то вас могут лишить прав (через суд) на несколько месяцев и оштрафовать на 2000 франков.

Такие раритеты как этот Aston Martin, частенько встречаются на дорогах Цюриха. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru
Также путешествующим по Швейцарии стоит помнить, что штраф за разговор по мобильному составляет 100 франков. Не пропустил пешехода —250 франков. Зато здесь допустимо 0,5 промилле содержания алкоголя в крови водителя. А это значит, за обедом можно пропустить бокальчик вина.

Машина не нужна

В Цюрихе довольно богатый автопарк, если сравнивать с другими европейскими государствами. Что, впрочем, не удивительно: в подземных хранилищах местных банков запасы всей мировой бизнес-элиты. Здесь не стесняются ездить на полноразмерных внедорожниках вроде BMW X5, Porsche Cayenne, Mercedes-Benz GL. В центре регулярно попадаются спортивные Porsche, Aston Martin, Maserati и Ferrari. На бензин деньги швейцарцы явно не жалеют: литр 95-го здесь стоит 1,6 франка.

Такси в Швейцарии соответствует высокому уровню жизни, 5-7 франков берут только за посадку, плюс по 2-3 франка за каждый километр пробега.

Малолитражек очень мало, что также вполне объяснимо. Представителям среднего класса, тем, кто не может или не хочет тратиться на заправку дорогих авто, вполне можно обойтись и без автомобиля. Ведь в Швейцарии прекрасно развит общественный транспорт. Помню, когда еще лет десять назад я первый раз приехал в Женеву, удивлялся, что без труда в незнакомом городе можно передвигаться на автобусах и «метро», что называется, интуитивно, настолько логичны и удобны схемы движения.

Трамваи - основной вид общественного транспорта в Цюрихе. Метро в городе нет - так пожелали жители. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

До любого места страны можно доехать на электричке. Впрочем, чтобы было понятнее, электрички в Швейцарии — это преимущественно двухэтажные поезда, комфортные, бесшумные и быстрые. В городах смело пересаживаешься на автобусы или, как в Цюрихе, на трамваи. Здесь именно этот вид транспорта развит на высочайшем уровне. Кажется, что трамваи вообще не пропадают с улиц, «движуха» постоянная. Кстати, по личным ощущениям, интервалы движения трамваев в Цюрихе короче, чем в московском метро. При этом вагоны, даже в часы пик, не загружены.

Трамваи перевозят 202 млн пассажиров в год, что составляет до 368 млн пассажиро-километров. Метро в Цюрихе нет. Против его строительства выступили сами жители на референдумах 1954 и 1973 годов. Также население отказалось от проекта Tiefbahn, предусматривавшего строительство подземных линий для трамвая на центральных участках для того, чтобы освободить проезжую часть наиболее загруженных улиц в центре города.

Еще один популярный вид транспорта в Швейцарии — велосипеды. Всего в стране около 5 тысяч км велосипедных дорожек. Водители двухколесных транспортных средств имеют преимущества. Для них оборудованы специальные дорожки, на которые, разумеется, нельзя въезжать автомобилям и выходить пешеходам. Оборудованные «паркинги» для велосипедов имеются в любом месте города. Ну разве это не транспортный рай?…

Велодорожки в Цюрихе повсюду. Это второй по популярности вид транспорта в городе. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru