Не успев прибыть в колонию Пермского края, участница Pussy Riot Мария Алехина угодила в одиночную камеру. В пресс-бюро ФСИН заявили, что это сделано по просьбе самой осуждённой для обеспечения ее личной безопасности. При этом там уверяют, что никаких конфликтов с другими заключенными у Алехиной не было. По мнению адвокатов, фигурантку громкого дела пытаются «сломать».

Новости из колонии — сегодня один из наиболее частых запросов в поисковой системе Google.

В женскую колонию № 28, расположенную в поселках Березники Пермского края, Марию Алехину доставили 7 ноября. Она прошла обязательный карантин, и ее распределили в отряд. Однако, судя по всему, отношения с другими осужденными (женщины в основном заняты на швейном производстве) у нее не сложились.

Как уверяют органы исполнения наказания, Алехина сама попросилась в одиночную камеру, написав заявление. «Никаких угроз в ее адрес не было», — заверила BFM.ru начальник пресс-бюро ФСИН Кристина Белоусова.

Она рассказала, что решение перевести участницу Pussy Riot в«одиночку» было принято для обеспечения ее личной безопасности на основании статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса. «В соответствии с ней, осужденный может обратиться к администрации учреждения с заявлением о переводе его в одиночную камеру из режима общего содержания. Мария Алехина написала об этом заявление и ее перевели, как она и просила», — сказала Белоусова.

Статья 13 УИК, и вправду, прописывает право осужденных на личную безопасность. В ней говорится, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного тот вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения. В этом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Часть 3-я этой статьи гласит, что решение о переводе осужденного принимает начальник исправительного учреждения по его заявлению, либо по собственной инициативе. Однако ни о каких одиночных камерах в законе вовсе не упоминается. Там говорится лишь о переводе человека в некое «безопасном место» или же о принятии «иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного».

«Ровно столько, сколько она сама пожелает»

О том, сколько времени Алехина пробудет в «одиночке», неизвестно. По словам Кристины Белоусовой, осужденная сможет находиться там «ровно столько, сколько она сама пожелает, либо ее вернут обратно в отряд, когда администрация колонии убедится, что никаких больше напряженных ситуаций возникать не будет». При этом Белоусова подчеркивает, что конфликтов на религиозной почве у Алехиной с другими заключенными не возникало, угроз не поступало, проблем при пересылке тоже не было. «Видимо, она не сошлась характером с женщинами, с которыми проживала в общежитии», — предположила руководитель пресс-бюро ФСИН.

Белоусова рассказала, что одиночная камера, где находится Алехина, расположена на территории штрафного изолятора, но не имеет к нему отношения. Она «оборудована всеми условиями для жизни и длительного содержания». В камере имеются и холодильник, и телевизор. «Еду ей приносят. Работать и учиться различным специальностям Алехина не ходит. Почему? Наверное, не хочет», — сказала Белоусова.

Руководитель пресс-службы ФСИН по Пермскому краю Станислав Волегов подтвердил BFM.ru, что у Алехиной «не сложились отношения с другими осужденными», но привести какие-либо подробности конфликта он не смог, сославшись на то, что колония находится от краевого управления ФСИН в 250 км.

Напомним, 17 августа Хамовнический суд Москвы приговорил участниц панк-группы Pussy Riot Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич к двум годам лишения свободы за так называемый «панк-молебен» в храме Христа Спасителя, который состоялся 21 февраля этого года. Всех их признали виновными в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти (часть 1-я статьи 213 УК). Марию Алехину отправили отбывать наказание в ИК № 28 в поселке Березники Пермского края. Надежду Толоконникову — в ИК № 14 Мордовии. Третья фигурантка дела — Екатерина Самуцевич — 10 октября вышла на свободу по решению Мосгорсуда. При рассмотрении жалобы на приговор реальный срок ей заменили на условный.

«Фактически это тюремный режим»

Бывший адвокат Марии Алехиной Марк Фейгин считает, что причина помещения Алехиной в одиночку связана с тем, что ей поступают угрозы. Однако от дальнейших комментариев адвокат отказался, подчеркнув, что он больше не является ее защитником.

Недавно взявшая на себя роль адвоката Алехиной и Толоконниковой адвокат Ирина Хрунова не смогла прокомментировать BFM.ru ситуацию, сославшись на занятость.

Вместе с тем, адвокат Владимир Жеребенков, защищающий фигурантов многих громких уголовных дел, считает, что перевод в одиночную камеру ухудшает положение осужденной. «Фактически, это перевод на тюремный режим. Это достаточно жесткое отбывание наказания и серьезный психологический стресс. Если Алехина не работает, то она целый день будет сидеть одна в камере, лишь один раз в день ее выведут на прогулку, а затем поместят обратно. Сидеть одному, тупеть и деградировать — это серьезное давление», — считает защитник.

В то же время, находясь вместе с другими осужденными на зоне, человек имеет право в свободное от работы время передвигаться по бараку, ходить в спортивный зал, комнату отдыха, библиотеку, читать, рассказал Жеребенков.

Кто на зоне «правит бал»

По его словам, чаще всего перевод в одиночную камеру практикуется для того, чтобы оказать на осужденного психологическое давление, «сломать» человека, проучив за то, что он вел себя дерзко. «Преступление, совершенное участницами Pussy Riot, было достаточно резонансным и необычным. Не все его адекватно воспринимают», — заметил адвокат.

Он добавил, что на зонах «правит бал» оперативный состав: «Если оперативные сотрудники сказали не трогать осужденного, то никто его трогать не будет — никто не захочет рисковать ухудшением положения», — пояснил защитник. Он предположил, что в случает с Алехиной в отношении осужденной могло поступить определенное указание другим заключенным, которые начали ее «прессовать», чтобы та «скромнее себя вела».

Жеребенков не верит в то, что Алехину поместили в одиночную камеру для обеспечения ее безопасности. «Если ей хотят обеспечить безопасность, то ее обеспечат и в отряде, это не проблема», — считает защитник.

Конфликты могут помешать УДО

Между тем, если у осужденной не будет взысканий, то в колонии Марии Алехиной нужно продержатся совсем немного — уже в марте она, как и Надежда Толоконникова, может претендовать на условно-досрочное освобождение. Однако конфликты с другими осужденными и плохая характеристика от руководства исправительного учреждения могут этому помешать.