Суд может признать ролик Pussy Riot экстремистским
В Замоскворецком суде Москвы сегодня прошла досудебная подготовка по делу о признании экстремистской видеозаписи панк-группы Pussy Riot. Ходатайство об участии в процессе в качестве заинтересованного лица подала одна из участниц панк-молебна, получившая два года условно, Екатерина Самуцевич
Читать на полной версииДосудебная подготовка по делу о признании экстремистской видеозаписи панк-группы Pussy Riot прошла сегодня в Замоскворецком суде Москвы. Состоялось собеседование сторон, в ходе которых проверялась готовность сторон к участию в процессе.
Признать видеоролик Pussy Riot экстремистским просит Замоскворецкая межрайонная прокуратура. Она ссылается на результаты психолого-лингвистической экспертизы, которую провели после запроса депутата Госдумы Александра Старовойтова (ЛДПР).
Старовойтов обратился в Генпрокуратуру с требованием проверить размещенные в Интернете видеозаписи Pussy Riot на наличие признаков экстремизма. Он утверждал, что «видеоматериалы оскорбляют чувства миллионов верующих, негативно влияют на общественную мораль и нравственность, их просмотр несет отрицательные последствия».
Добавим, что наряду с роликом Pussy Riot, парламентарий просил надзорное ведомство проверить на наличие признаков экстремизма художественный фильм режиссера Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», снятый в 1988 году. В нем сыграли Уиллем Дефо, Харви Кейтель и Дэвид Боуи. Картина была номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Российский институт культурологии (РИК) изучил на предмет наличия экстремизма фильм и заключил, что в нем нет ничего экстремистского, хотя он и не соответствует христианским догмам.
Самуцевич рвется в новое дело
6 ноября в суд поступило ходатайство участницы Pussy Riot Екатерины Самуцевич с просьбой привлечь ее к участию в процессе по иску прокуратуры в качестве заинтересованного лица. Однако ей вернули обращение, поскольку на тот момент заявление прокуратуры в суд еще не поступило.
Сегодня Екатерина Самуцевич сама пришла на процесс, заявила о желании участвовать в процессе и подала соответствующее ходатайство. Как рассказала BFM.ru пресс-секретарь суда Евгения Пазухина, участвующий в деле прокурор сказал, что данный вопрос должен быть решен в ходе предварительного слушания. «Суд назначил его на 20 ноября», — сказала пресс-секретарь.
Примечательно, что Екатерина Самуцевич фактически не успела принять участие в панк-молебне 21 февраля этого года. Тогда пятеро девушек из панк-группы Pussy Riot взошли на солею и амвон, вход на которые простым верующим категорически запрещен, и хотели спеть песню «Богородица, прогони Путина». Самуцевич пыталась расчехлить гитару, но ее задержал охранник, который вывел ее из храма. Свою хулиганскую выходку участницы акции сняли на видео, а запись выложили в Интернет. Ролик буквально взорвал общество. После этого и было возбуждено уголовное дело.
17 августа Хамовнический суд Москвы признал Екатерину Самуцевич, а также двух участниц панк-молебна — Надежду Толоконникову и Марию Алехину — виновными в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды (часть 2-я статьи 213 УК). 10 октября Мосгорсуд, рассмотрев кассационные жалобы осужденных, изменил наказание лишь одной фигурантке — Екатерине Самуцевич. Ей реальный срок заменили на условный и освободили из-под стражи в зале суда. Назначенное Толоконниковой и Алехиной наказание они оставили в силе.
Девушек уже отправили отбывать срок в колонии.
Ранее защитники участниц Pussy Riot Виолетта Волкова, Николай Полозов и Марк Фейгин неоднократно утверждали, что видеоролик является художественным произведением, которое не может служить материалом для проведения экспертизы. Дело в том, что в него вошли кадры, сделанные во время аналогичной акции Pussy Riot 18 января этого года в Богоявленском соборе (Елоховская церковь), позже на смонтированные кадры наложили песню.
Адвокаты советуют
Адвокат Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной Марк Фейгин сообщил BFM.ru, что защита оставшихся в заключении фигуранток не советовала девушкам вступать в процесс о признании ролика экстремистским.
По мнению Фейгина, ролик в любом случае будет признан таковым: здесь не важно, кто инициировал процедуру — депутат от ЛДПР или кто-то другой, власть найдет заинтересованных лиц. «Я думаю, что это собственное желание правоохранительных органов — решить проблему Pussy Riot и в этом смысле тоже», — сказал он.
Адвокат напомнил, что ролик и проведенная по нему в ходе следствия психолого-лингвистическая экспертиза стали главным доказательством вины Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич. «Хотя мотива религиозной ненависти и вражды в действиях подсудимых не усматривалось совсем. Теперь прокуратура своим ходатайством пытается окончательно закрепить статус ролика как экстремистского», — полагает Фейгин.
При этом он отметил, что следствие не стало разбираться, кто именно монтировал скандальный ролик и выкладывал его в сеть. «Наши подзащитные Толоконникова и Алехина не имеют к этому ровным счетом никакого отношения, — уверяет он. — Мы бы не хотели участвовать в этом деле, отягощая таким образом их вину».
Адвокат не скрывал, что участие осужденных в гражданском процессе может обернуться возбуждением против них нового уголовного дела по статье 282 УК — «разжигание религиозной ненависти либо вражды». Она предусматривает наказание в виде штрафа или до 5 лет колонии.
Отметим, что еще в июне этого года следствие выделило из уголовного дела в отдельное производство часть материалов и направило их в Следственный комитет России для проверки на предмет наличия в действиях участниц группы Pussy Riot признаков статьи 282 УК. До сих пор обвинение никому не предъявлено. По словам Марка Фейгина, фигурантами нового дела могут стать создатели клипа.
Кроме того, отвечать, возможно, придется и тем, кто выкладывал эти ролики, — то есть не только тем самым «неустановленным лицам», но и рядовым пользователям Интернета.
За распространение экстремистских материалов законом предусмотрено наказание вплоть до 15 суток ареста.
Управляющий партнер юридической компании «Ри консалтинг» Роман Воронин поясняет:«Обязательным условием для привлечения к такой ответственности является массовость распространения. Вопрос об истолковании судом массовости распространения остается открытым. У кого-то большой блог, у кого-то — маленький, кто-то послал одному знакомому, кто-то послал сотне знакомых».