С 1 ноября на 20 центральных улицах столицы заработали платные парковки. Точнее, места вдоль проезжей части, которые раньше были бесплатными для стоянки, сделали платными, установили знаки и паркоматы. А по улицам стали интенсивно курсировать «парконы» — машины, способные определять (считывая номерной знак), заплатил ли водитель за парковку. Спустя неделю, 7 ноября, автомобилистам, не заплатившим за парковку на перечисленных ниже улицах, стали отправлять так называемые письма счастья с квитанцией о необходимости оплатить штраф в размере 2,5 тысячи рублей. Убедиться, насколько отлажена вся эта система, корреспондент BFM.ru попытался на личном опыте.

Страстной бульвар, Петровка, Успенский и Петровский переулки — сейчас рай для автомобилистов. В 11 часов утра там не было пробок, зато пустовало огромное количество парковочных мест. Зрелище редкое для центра столицы. И все это благодаря новеньким знакам «Платная парковка» и ярким желтым информационным щитам, рассказывающим, как можно за эту парковку заплатить, а также предупреждающим, что будет, если вы проигнорируете данное требование.

Список платных парковок:
В Успенском переулке, на Страстном бульваре от дома 1 до дома 15, а также от дома 8А до дома 16/27, в Петровском переулке, в Столешниковом переулке от дома 5 до дома 13/15, в Дмитровском переулке, на улице Кузнецкий мост от дома 2/6 до дома 6, в Копьевском переулке, Лиховом переулке, на Петровке, на улице Каретный ряд, в Большом, Малом и Среднем Каретных переулках. Кроме того, в зону проекта попали 1-й, 2-й и 3-й Колобовские переулки, Петровский бульвар, Крапивинский переулок, Рахмановский переулок, а также улица Петровские линии.

Зрелище не для слабонервных: Петровский переулок, 11:20, пробок нет, парковочные места пустуют. Но только платные.Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

Оплатить парковку можно двумя способами. Самый удобный — с помощью SMS. Сначала надо отправить «смску» с номером машины, система зафиксирует данные и передаст их в единый центр. С вашего счета спишется 50 рублей за 1 час парковки. Если хотите оплатить сразу большее количество часов, то к номеру автомобиля в «смске» придется добавить необходимое количество часов. Главное удобство в том, что в любом случае продлить парковку можно удаленно. Просто, уже не вводя номер машины, отправить X1 или X2 (на один или на два часа соответственно) и система все поймет сама. Казалось бы, удобно… Но только оплатить парковку таким способом не удалось. В ответ на запрос, пришел незамедлительный ответ: «Операция невозможна. На счету не хватает средств». Дело в том, что при простоплатной (или как ее еще называют кредитной) схеме (когда вы сначала разговариваете, а потом вносите деньги) заплатить за парковку в долг не получится.

«Парконы» работают хорошо, а «паркоматы» барахлят

Делать нечего, придется воспользоваться вторым способом — оплатить парковку, через специальный терминал, «паркомат». Осталось только его найти. На информационных щитах не указано, где находится ближайший терминал, а в зоне видимости его нет. Благо сотрудник одного из ресторанов, подсказал местонахождение ближайшего. «Паркомат» оказался в пяти минутах ходьбы от места стоянки.

Электронное табло на пересечениях улиц показывает наличие свободных мест. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

Как оказалось, синенький новенький ящик с сенсорным дисплеем брезгует наличными. Он предпочитает банковские карты (опробованы системы Visa и Master Card). Еще он готов принять специальные парковочные карты, но их надо приобретать заранее в салонах связи или в киосках «Мосгортранса». Должны быть такие карты и в кассах метро. А еще «паркомат» очень негостеприимен — «разговаривать» с иностранцем он не станет, если тот не знает русского. Как-то странно увидеть такое в городе, который стремится развивать туризм и создает мировой финансовый центр, не правда ли?

«Паркоматы» не принимают наличные и «не говорят» на иностранных языках. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

Кроме того, «паркоматы» иногда не хотят принимать банковские карты и, как говорится, грубо выплевывают их. От чего зависит решение бездушной машины, она не сообщает даже по-русски. Прикрепленные к терминалам инструкторы (на время ознакомления москвичей с новой системой) говорят, что надо попробовать ввести карту несколько раз, можно попробовать ее протереть. Тогда, быть может, на третий или четвертый раз получится.

А время-то идет, а оно, как говорится, деньги. Специальные автомобили «парконы» курсируют по улицам с завидной регулярностью. По словам организаторов парковок, «парконы» должны проезжать один и тот же участок с периодичностью в 15 минут. Если вы только что поставили машину и вас зафиксировал «паркон», штрафовать вас не станут, а вот если он проехал повторно, а информации об оплате не поступило, «письма счастья» не избежать. Таким образом, на оплату парковки вам дается всего 15 минут.

Но мы рекомендуем не затягивать и стараться укладываться минут в 10. Так, в частности, по Страстному бульвару, где был запаркован наш автомобиль, «паркон» проехал повторно, через одиннадцать с половиной минут. Собирать деньги у нас как-то всегда получается лучше, чем делать все остальное.

Не прокатит

В зоне платных парковок есть и места для инвалидов. На них разрешено парковаться бесплатно. Однако фокус с приклеиванием на заднее стекло знака «инвалид» в данном случае не поможет. Необходимо специальное парковочное разрешение. Чтобы получить преференции инвалид или его представитель должны на сайте www.parking.mos.ru зарегистрироваться и предоставить документы, подтверждающие инвалидность или полномочия представителя. Тогда номер автомобиля будет внесен в базу.

Такие скромные автомобили — «парконы» — гроза автомобилистов-нарушителей. Они следят за неправильно припаркованными автомобилями по всей столице, и за теми, кто не оплатил парковку в центре города. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

Мы же провели еще один эксперимент, результаты которого можно будет узнать где-то в течение месяца. Мы оставили машину в платной зоне, но не в положенном месте, включили аварийную сигнализацию, выставили знак «аварийной» остановки и дождались проезда «паркона». По закону, штрафовать нас нельзя, но сможет ли умная электроника понять, что мы не нарушали правил парковки, а совершили вынужденную остановку. В контактном центре «Московского парковочного пространства» BFM.ru пояснили, что за подобным должны следить сотрудники «парконов», недаром в машине сидят два человека — один за рулем, а другой следит за работой системы. Мол, если все было сделано по правилам, штраф не придет. Проверим.