Владимир Путин принял Анатолия Сердюкова и поручил ему помогать следствию по делу о мошенничестве в структурах «Оборонсервиса». Сам министр обороны заявил, что все обвинения — это «не более чем версии».

Однако отставка министру в ближайшее время не грозит: такое бывает не часто. Следственный комитет России весь день выступал с заявлениями и отчетами о ситуации вокруг Минобороны. Обвинения звучат вполне серьезно. Следователи провели обыск в апартаментах в районе Остоженки у фигуранта дела. В результате, у бывшей главы департамента министерства Евгении Васильевой изъяты 3 млн рублей, антиквариат, несколько десятков картин и драгоценности.

Следствие говорит о порочной практике отжима денег из государственной казны. Возбуждено пять уголовных дел. В центре внимания «Оборонсервис» — дочерний холдинг Минобороны. Факты столь вопиющие, что давно вышли в публичную плоскость, отмечает бывший пресс-секретарь военного ведомства Виктор Баранец: «В Кремле просто уже кончилось терпение. Брался великолепный, раритетный, старинный особняк, который принадлежал Министерству обороны, в нем делался ремонт, за копейки продавался так называемой аффелированной структуре — брату, свату, родственнику, любовнику, а потом уже по настоящей цене продавался истинным хозяевам».

Анатолий Сердюков стал фигурантом уж слишком большого числа конфликтов — явных и подковерных. Первое, намерение закупать западную технику вместо дорогой отечественной. Второе, нелюбовь к Сердюкову со стороны военных, чьи интересы пострадали в результате преобразований. Третье, на заседании правительства под телекамеры он жестко возразил Дмитрию Медведеву. Ну и, наконец, раздражавший мужское ведомство десант женщин-налоговичек в Минобороны, которые, что особенно неприятно военным, понимают только в бухгалтерии.

Правда, у министра есть заслуги, которые перевешивают многое, отмечает глава Института стратегических оценок Александр Коновалов: «Можно спорить об эффективности каждого, можно говорить о том, что они могли бы быть сделаны лучше, чем были сделаны, но факт остается фактом: ни один военный не решился бы внутри собственной корпорации, внутри собственной группы интересов на такие решительные шаги. Сердюков действовал решительно, его обвиняют, что он действовал как налоговоик», — однако, замечает эксперт, на посту министра обороны это и требуется: финансовая работа, а не военная-профессиональная.

Случившееся можно считать предупреждением. В отставку Сердюкова вряд ли отправят: это не в правилах вертикали увольнять на скандале. Кроме того, кому-то ведь надо завершать непопулярную военную реформу.

Аппаратные войны

Напомним, что по ранее утвержденному плану, расходы на оборонные нужды до 2020 года составляли 20 трлн рублей. Кроме того, как рассказал Business FM политолог Станислав Белковский, существовал конфликт между Министерством обороны и Военно-промышленным комплексом по поводу закупок для армии военной техники: «Анатолий Сердюков является участником масштабного аппаратного конфликта, в котором задействованы несколько его серьезных оппонентов, к которым относятся руководитель администрации президента Сергей Иванов (предшественник Сердюкова на посту министра обороны) и бывший министр финансов Алексей Кудрин», — пояснил Белковский и отметил, что Кудрин, несмотря ни на что, является ключевым советником и помощником Владимира Путина по вопросам финансово-экономической стратегии государства.

По мнению Белковского, все они противостоят планам Сердюкова по масштабному наращиванию военных расходов: «Этот аппаратный конфликт переходит в новую стадию, в которой и сам Сердюков является достаточно мощным игроком, поэтому предсказать исход этого конфликта я бы пока не взялся».

К критикам «Оборонсервиса» сегодня присоединился и Сергей Степашин. Он сказал, что Счетная палата провела там проверку ещё в конце прошлого года. Тогда же был поставлен вопрос о целесообразности функционирования компании.