Готовившие подрыв «Сапсана» заявили, что передумали
Трое из четырех фигурантов дела о подготовке подрыва летом 2011 года пассажирского поезда «Сапсан» в суде частично признали вину. Только один заявил о полной непричастности к преступлению
Читать на полной версииМосгорсуд сегодня приступил к рассмотрению уголовного дела о подготовке подрыва летом 2011 года пассажирского поезда «Сапсан» на маршруте Москва–Санкт-Петербург. По версии следствия, приказ совершить преступление отдал один из подручных чеченского террориста Доку Умарова. Перед судом предстали четыре предполагаемых исполнителя преступления. Трое подсудимых частично признали вину и только один полностью отверг обвинение.
Слушание дела проходило закрытом режиме в связи с тем, что материалы дела имеют гриф «секретно». Процесс вела тройка профессиональных судей, поскольку дела о терроризме выведены из юрисдикции суда присяжных.
По версии следствия, задание совершить взрыв на одном из крупных транспортных объектов исходило от Гасана Абдуллаева (Абу-Ясир), одного из руководителей структурного подразделения террористической организации «Имарат Кавказ», которую возглавляет Доку Умаров. В 2009 году в лагере Абу-Ясира, расположенном в одном из районов Дагестана, прошел обучение уроженец Кабардино-Балкарии Ислам Хамжуев.
Спустя два года Абу Ясир отправил Ислама Хамжуева в Москву, чтобы тот устроил теракт на пути высокоскоростного пассажирского поезда «Сапсан», следующего по маршруту Москва–Санкт-Петербург.
Несостоявшийся теракт
Приехав в столицу, Хамжуев в июне 2011 года привлек к совершению преступления осевших в столице чеченцев — Мурада Эдильбиева и Мурада Умаева, а также жителя Мордовии Фярита Невлютова.
Они приобрели компоненты взрывного устройства и на съемной квартире Хамжуева на Люсиновской улице изготовили самодельную бомбу мощностью более 10,5 кг в тротиловом эквиваленте.
На автомобиле Невлютова Ford Mondeo соучастники выехали в район железнодорожной станции «Фирсановка» и подобрали место для минирования путей. Теракт решено было устроить возле эстакады, по которой проходит автодорога. Они записали точное время, когда проходит поезд.
Однако осуществить задуманное им не удалось — в июле 2011 года подозреваемые были задержаны сотрудниками ФСБ, которые нашли взрывное устройство, спрятанное в Покровском парке на окраине Москвы.
Всем фигурантам предъявили обвинение в подготовке теракта, бандитизме, а также в незаконном хранении и перевозке взрывных устройств (статьи 30, 205, 209 и 222 УК). Кроме того, Хамжуеву, Умаеву и Эдильбиеву вменили незаконное изготовление взрывного устройства (статья 223 УК), а Невлютову и Хамжуеву — участие в незаконном вооруженном формировании (статья 208 УК). Хамжуеву также инкриминируют финансирование НВФ.
В ходе сегодняшнего судебного заседания прокурор Антон Давыдов изложил фабулу обвинения. После чего трое подсудимых — Хамжуев, Эдильбиев и Невлютов заявили, что признают вину частично, а 24-летний Мансур Умаев категорически отверг причастность к преступлению. Показания подсудимые пожелали дать на завершающей стадии процесса.
По словам адвоката Умаева Абусупьяна Гайтаева, его подзащитный утверждает, что вообще был не в курсе подготовки теракта. «Из трех других подсудимых он знаком только с Эдильбиевым, с которым вместе играл в любительский футбол», — рассказал BFM.ru адвокат. Он считает, что Умаев попал в уголовное дело «за компанию». «В последний момент он стал общаться с остальными и попал в поле зрения оперативников, которые уже вели оперативное наблюдение за Хамжуевым и другими», — сказал Гайтаев.
Часть вины
Говоря о позиции других подсудимых, адвокат сообщил, что они признали вину частично. «Подсудимые отвергают обвинение в бандитизме и терроризме и говорят, что отказались от совершения преступления, выбросив взрывное устройство в Покровском парке. Однако поскольку оперативники затратили значительное время и силы на разработку фигурантов, они решили их задержать и довести дело до суда, отчитавшись о проделанной работе», — утверждает защитник. В то же время, по словам адвокат, подсудимые признали обвинение в хранении взрывных устройств, а Невлютов и Хамжуев не стали отрицать, что участвовали в НВФ. Гайтаев отмечает, что по закону лицо, добровольно отказавшееся от совершения преступления, освобождается от уголовной ответственности.
В ходе сегодняшнего заседания суд также допросил в качестве свидетеля мать Мансура Умаева. Она рассказала, что вместе с сыном уже десять лет живет в Москве, где они снимают квартиру. Умаев планировал продолжить прерванное обучение в одном из столичном вузов, где учился на юриста. Днем Умаев работал мерчендайзером в нескольких магазинах, а вечером иногда ходил играть в футбол. «Такого, чтобы он не приходил домой ночевать, не было», — пересказал Гайтаев суть выступления свидетельницы.
На этом процесс был прерван до 25 октября. Ожидается, что в этот день продолжится допрос свидетелей, которых в деле не так много — всего около десятка человек. Однако прогнозировать, сколько времени может занять процесс, его участники не берутся, отмечая, что многие свидетели проживают не в Москве, а на Кавказе, и все будет зависеть от их явки.