Оппозиционер Удальцов думал, что «его закроют»
В среду лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов и его помощник Константин Лебедев были на допросе в Следственном комитете в рамках уголовного дела о подготовке массовых беспорядков. Дело завели после показа на НТВ фильма «Анатомия протеста-2»
Читать на полной версииВ СКР Сергей Удальцов пробыл более семи часов. После допроса его отпустили под подписку о невыезде без предъявления обвинения. Лебедев же задержан на двое суток. Обвинение ему планируют предъявить сегодня.
Информация о возбуждении уголовного по части 1-й статьи 30-й и части 1-й статьи 212 УК РФ — «приготовление к организации массовых беспорядков» —появилась на сайте СКР вчера в половине восьмого утра.
В сообщении говорилось, что дело заведено в отношении Сергея Удальцова, его помощника Константина Лебедева, помощника депутата Госдумы Ильи Пономарева Леонида Развозжаева и других. Это произошло после того, как следователи изучили факты, изложенные во второй части фильма «Анатомия протеста», которая была показана на НТВ 5 октября.
Оппозиция и бывший банкир
Как и первая программа цикла, «Анатомия протеста-2» вызвала большой общественный резонанс. Авторы фильма утверждали, что Сергей Удальцов, а также активисты «Левого фронта» Константин Лебедев и Юрий Аймалетдинов, а также Леонид Развозжаев якобы вели переговоры с главой комитета парламента Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе о захвате власти в Калининграде и Владивостоке для последующего наступления на Кремль.
В фильме была показана видеозапись встречи оппозиционеров и Таргамадзе, которая предположительно состоялась в одной из гостиниц в Минске. На ней Таргамадзе сообщил Удальцову и его соратникам, что бывший президент Банка Москвы Андрей Бородин собирается выделить для поддержки оппозиции 50 млн долларов, еще 150 млн долларов якобы экс-банкир обещал предоставить оппозиции от других представителей крупного бизнеса.
Стоит отметить, что сам Андрей Бородин, который в настоящее время является фигурантом нескольких уголовных дел, проживает в Великобритании. Он категорически опроверг информацию о возможной причастности к финансированию оппозиции.
Недоброе утро
Рано утром в среду домой к Удальцову в квартиру на Затонной улице и в квартиру его родителей тоже нагрянули следователи. Они также пришли домой к Константину Лебедеву, активисту «Левого фронта» Юрию Аймалетдинову и Леониду Развозжаеву. Последнего, кстати, не оказалось дома, а его местонахождение следователям выяснить так и не удалось. Всего, по данным СКР, в среду было проведено шесть обысков, в ходе которых у фигурантов дела были изъяты электронные носители информации и различные документы.
После этого Константина Лебедева и Сергея Удальцова повезли на допрос в СКР.
Кстати, Сергей Удальцов уже приезжал сюда неделю назад — 11 октября его опрашивали по тем же фактам, но в рамках доследственной проверки. Если верить информации СКР, оппозиционер не отрицал факт встречи с Таргамадзе и пояснил, что «преследовал цель поиска легального финансирования».
Шпалы меняли в срочном порядке
В 14:36 мск зеленый микроавтобус Volkswagen с тонированными стеклами, в котором в сопровождении бойцов спецназа прибыл Удальцов, въехал по двор СКР, расположенного в Техническом переулке.
К прибытию оппозиционеров правоохранители подготовились заранее: у входа в бюро пропусков установили металлические заграждения, на улице выставили дополнительные наряды полиции. Напротив здания припарковали два полицейских автобуса.
Движение автотранспорта в Техническом переулке ограничили — аккурат напротив входа в Следственный комитет неожиданно решили менять шпалы на трамвайных путях. Стоит отметить, что этот излюбленный прием используется чтобы оттеснить участников протестных акций во время громких судебных процессов. Так, например, было когда в 2005 году оглашался первый приговор экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому.
Однако в этот раз никаких митингов и шествий не наблюдалось. Несмотря на большой наплыв прессы и 30 гражданских активистов, стихийных акций протеста не было. Несколько сочувствующих оппозиционерам принесли с собой плакаты: «Свободу Удальцову! Путину —тюрьма», «Сергей молодец! Режиму-трендец!», «Свободу Удальцову! НТВ лжет!» . Двух представительниц оппозиции задержали.
Примерно через полтора часа после прибытия Удальцова в СКР на его странице в Twitter появилось сообщение, адресованное его соратнику, члену исполкома «Левого фронта» Алексею Сахнину: «Держитесь, гоните волну максимально. Меня закрывают».
Под вечер к зданию Следственного комитета приехал депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев. Он развернул сбор подписей за проведение объективного расследования в отношении подозреваемых. Оппозиционеры призывали установить происхождение видеозаписи, законность ее изготовления, а также опросить в рамках расследования дела лиц, «причастных к ее изготовлению».
Адвокат Удальцова: «Он что, ездил брать власть туда?»
Надо сказать, что адвокат Сергея Удальцова Виолетта Волкова с самого начала скептически отнеслась к возбуждению уголовного дела и предположила, что запись встречи с Таргамадзе была смонтирована. Перед допросом в СКР адвокат заявила, что оснований для возбуждения дела не было. По ее словам, Удальцов ездил до выборов в Калининград, чтобы поддержать депутата от КПРФ. «Он что, ездил брать власть туда?» — возмущалась защитница.
Комментируя выводы СКР о том, что признаков монтажа в фильме «Анатомия протеста-2» эксперты не нашли, Волкова сказала: «Все же прекрасно видели, что кадры, на которых показана одна и та же картинка, были показаны в фильме дважды, но с разной озвучкой».
Она считает появление уголовного дела способом давления на Удальцова как на одного из оппозиционных лидеров. «Удальцова, как и Навального пытаются поприжать», — сказала она. При этом шансы своего подзащитного остаться на свободе она оценила как 50 на 50.
«Я был уверен, что не выйду на свободу и взял с собой вещи»
Около семи часов вечера официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что Сергею Удальцову после допроса избрали в качестве меры пресечения подписку о невыезде. А вот Константина Лебедев задержали на двое суток. Причина принятия подобных решений спикер СКР он не уточнил.
Сообщалось, что в ходе обыска дома у помощника Удальцова нашли патроны от охотничьего ружья, «которые хранились в нарушение установленных требований в легкодоступном месте».
Несмотря на заявление Маркина о том, что Удальцов отпущен, координатор «Левого фронта» пробыл в СКР еще почти три часа. Лишь около 22 часов он покинул здание Следственного комитета.
«Я был уверен, что не выйду на свободу и взял с собой вещи, — признался Удальцов. — То, что сегодня происходит — это откровенная месть власти за наши демонстрации, нашу активность, наши митинги. Если мы не усилим свою активность, то нас будут давить», — заявил оппозиционер.
По его словам, на допросе ему снова пытались инкриминировать связи с грузинской оппозицией, но он их категорически опроверг. «Я еще раз подчеркну, что никакого отношения к связи с грузинской оппозицией, которую нам инкриминируют, мы не имеем», — сказал Удальцов, добавив, что не собирается прекращать оппозиционную деятельность.
Он призвал своих сторонников собраться 19 октября у здания СКР, где каждый четверг собираются представители оппозиции. По его словам, завтра там пройдет встреча с депутатами — правда, не стал уточнять, о ком именно идет речь.
Вплоть до пожизненного
Адвокат Виолетта Волкова сообщила BFM.ru, что 18 октября следователи СКР намерены предъявить Константину Лебедеву обвинение в «приготовлении к организации массовых беспорядков». Эта статья предусматривает от 4-х до 10 лет лишения свободы.
Когда будут проводится дальнейшие следственные действия с Удальцовым и предъявят ли ему обвинение, пока неизвестно. «Возможно, Лебедеву решили предъявить обвинение первому, чтобы вбить клин между членами «Левого фронта»», — предположила адвокат.
Примечательно, что в рамках уголовного дела следователи намерены проверить информацию о подготовке участниками встречи с Таргамадзе террористических актов (статья 205 УК РФ) на территории РФ. Если она подтвердится, то фигурантам дела грозит вплоть до пожизненного лишения свободы.