В Пресненском суде Москвы сегодня, 14 ноября, прошли досудебные слушания по иску бывшего мэра столицы Юрия Лужкова к руководителю администрации президента России Сергею Нарышкину о защите чести и достоинства на сумму 1 млн рублей. Процесс начнется 28 ноября. Ни истец, ни ответчик в суд не явятся — их интересы будут представлять адвокаты. Однако Лужкову не избежать завтра личного визита в Следственный департамент МВД по делу о выделении многомиллиардного кредита фирме «Премьер Эстейт». Бывший мэр обещал быть.

Досудебная подготовка по иску к Сергею Нарышкину заняла не более десяти минут. В соответствии с законом, заседание, на котором стороны подтвердили свою готовность к процессу, проходило в закрытом режиме.

Интересы бывшего градоначальника представлял адвокат Алексей Мельников, который после отстранения Лужкова от должности ведет все его гражданские процессы (до этого интересы мэра в суде неизменно представлял юридический департамент правительства Москвы, — BFM.ru). Со стороны ответчика был адвокат Тимур Ганчин.

Напомним, иск к Сергею Нарышкину Юрий Лужков подал на следующий день после того, как 26 октября руководитель администрации президента России заявил, что бывший мэр столицы крайне неэффективно управлял городом. Нарышкин также добавил, что Лужков и его окружение допустили «запредельный уровень коррупции». Именно это, пояснил Нарышкин, побудило Дмитрия Медведева уволить Лужкова с формулировкой «утрата доверия».

Лужков подал в суд иск, оценив моральный вред в 1 млн рублей. «За время моего руководства городом ни один чиновник правительства Москвы не был осужден за коррупционные действия», — заявил в одном из интервью бывший градоначальник. В другом же он сообщил, что претензии предъявлены не по адресу и «искоренением этого зла должны заниматься правоохранительные органы».

Сергей Нарышкин, как и ожидалось, не признал предъявленных претензий. В ходе досудебной подготовки представитель ответчика передал судье Татьяне Печениной отзыв на иск.

Адвокат Юрия Лужкова так прокомментировал доводы стороны ответчика: «В отзыве говорится, что мы таким образом [с помощью иска] пытаемся оспаривать президентский указ об отстранении Лужкова от должности в связи с утратой доверия».

Он был в корне не согласен с таким аргументом, сказав, что считает утверждение Нарышкина голословным: «Мы ждем, что в данном процессе ответчик либо представит доказательства своих слов, либо в открытом и гласном процессе будет признано, что таких доказательств нет».

По мнению Мельникова, Нарышкин как глава кремлевской администрации должен был быть «максимально объективен в своих высказываниях». «Он выдвинул обвинение в очень серьезном и осуждаемом обществом деянии», — отметил адвокат.

При этом он уточнил, что сумма моральной компенсации заявлена с учетом размера аудитории, которой стали доступны слова Сергея Нарышкина, растиражированные различными СМИ, в том числе в Интернете. «Если бы эти слова сказала бабушка на скамейке, это никому не было бы интересно, а когда такие вещи говорит должностное лицо государства, оно должно было учитывать общественный резонанс», — сказал BFM.ru Мельников.

Бесперспективный иск

В свою очередь, представляющий интересы Сергея Нарышкина Тимур Ганчин был немногословен. Он заявил, что считает иск Лужкова «достаточно странным и бесперспективным».

«Позиция истца достаточно наивная. У меня лично сложилось впечатление, что таким способом Лужков хочет привлечь к себе дополнительное общественное внимание, — пояснил BFM.ru адвокат. — Обычно у нас этим страдают звезды эстрады и балета, а от такой публичной фигуры как Юрий Михайлович я подобного не ожидал». При этом Ганчин обратил внимание на тот факт, что истец не оспаривает слова Нарышкина о неэффективном управлении городом, а требует опровержения слов о запредельном уровне коррупции, «которые не касаются его лично». «Но ведь как представитель власти, он, наверное, несет за обстановку в городе определенную ответственность?» — задал риторический вопрос адвокат.

Более подробно Ганчин обещал изложить позицию ответчика 28 ноября.

И он и его оппонент сказали, что их доверители в суд не планируют приезжать.

«Инициатива Юрия Михайловича по поводу того, чтобы выдвинуть исковое заявление по отношению к Сергею Евгеньевичу можно было бы назвать пиаром, но, на самом деле, это довольно интересная форма защиты, — считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Методика, которой пользовался глава московской мэрии, когда был у власти, как раз состояла в том, чтобы не проходить и не упускать ни одной возможности ударить тех, кто позволяет себе критиковать деятельность московской мэрии и ее главы. Лужков по-прежнему сейчас, уже находясь в состоянии отставки, практикует именно эту форму защиты, то есть бить первым».

Однако, как отмечает Мухин, теперь ситуация изменилась, и московские суды не обязательно будут выносить решения в пользу Лужкова, как это было в период его мэрства. «Это должно его несколько отрезвить и остановить. Именно с этим примером мы, судя по всему, в ближайшее время и встретимся», — считает эксперт.

Отметим, что после своей отставки Юрий Лужков уже дважды терпел фиаско в суде. 3 августа Савеловский суд Москвы отклонил иск Лужкова к изданию Life News. Тогда бывший градоначальник просил признать порочащей информацию о вымогательстве 750 млн долларов у экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина.

А 9 ноября суд не удовлетворил иск Лужкова о защите чести и достоинства к лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Истца задели как раз утверждения вице-спикера о коррумпированности правительства города в бытность его градоначальником.

«Исключать избирательное применение правосудия невозможно»

Завтра в 11 утра Юрия Лужкова ждут в Следственном департаменте МВД, где бывшего мэра собираются допросить как свидетеля по делу о предоставлении в 2009 году Банком Москвы кредита в 12,5 млрд рублей фирме «Премьер Эстейт». Как ранее заявили следователи, деньги впоследствии якобы оказались на счетах супруги Лужкова, предпринимательницы Елены Батуриной.

Кстати, Батурину следователи также хотят увидеть в своих кабинетах.
В свое время она подтверждала свою готовность дать показания, однако на днях стало ясно, что это вряд ли произойдет.

Вернувшись на прошлой неделе из-за границы в Москву Юрий Лужков сообщил, что запретил оставшейся за рубежом супруге приезжать в Россию. «Я запретил ей это делать, потому что нет никаких гарантий в том, что она сможет вернуться обратно к детям. А это будет настоящей трагедией и для самой Елены, и для девочек», — пояснил экс-градоначальник в интервью газете «Московский комсомолец».

За себя же Лужков не боится. «Я понимаю все возможные для себя последствия, но не могу поступить иначе. Я работал честно и могу со спокойной совестью отвечать на все вопросы, которые мне собираются задать. Скрывать мне нечего. Никаких законных оснований для предъявления обвинений у следствия нет», — сказал Лужков изданию.

Его адвокат Генри Резник также отвергает возможность изменения статуса своего клиента со свидетеля на подозреваемого. «Если кто-то задает такие вопросы, они идиотские. Я на них не отвечаю», — цитирует интернет-газета «Взгляд» заявление главы Адвокатской палаты Москвы.

На момент подготовки данной статьи Генри Резник оказался недоступен для комментариев.

Напомним, сам экс-градоначальник придерживается мнения о политической подоплеке интереса следствия к его персоне. По мнению Лужкова, его вызов на допрос связан с недавним интервью «Радио Свобода», в котором он подверг резкой критике партию «Единая Россия» и ее лидера, президента страны Дмитрия Медведева.

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, в отличие от Лужкова и его адвоката, допускает неблагоприятное для экс-мэра развитие событий. «Я думаю, что сценарий вполне реальный, — сказал политик, отвечая на вопрос BFM.ru о возможности изменения процессуального статуса Лужкова. — В нашей стране нет правосудия в полном смысле этого слова. Политический заказ, скорее, правило, а не исключение в делах, когда в них заинтересована власть. А в данном случае задеты чувства президента России, которому Лужков оппонирует. Поэтому исключить избирательное применение правосудия в отношении Лужкова невозможно».