Экс-главбух «Эльдорадо» отправился в бега
Михаила Адвену, обвиняемого в разработке схем по уклонению от уплаты налогов с организации почти на полмиллиарда рублей, суд заочно арестовал, поскольку он не явился на процесс
Читать на полной версииГагаринский суд Москвы в пятницу, 7 октября, заочно арестовал бывшего главного бухгалтера компании «Эльдорадо» Михаила Адвену. Он обвиняется в разработке схем по уклонению от уплаты налогов с организации в 2004–2005 годах почти на полмиллиарда рублей. Подсудимый, находившийся под подпиской о невыезде, не пришел на процесс. Производство по его делу приостановлено. Теперь правоохранительные органы займутся розыском беглеца.
Уголовное дело в отношении бывшего гендиректора ООО «Эльдорадо» Александра Шифрина, а также главбуха Михаила Адвены и сменившего его на этой должности Станислава Серегина было возбуждено Главным управлением МВД по Центральному федеральному округу 1 апреля 2008 года на основании налоговых проверок. По некоторым данным, торговая сеть подозревалась в неуплате налогов на сумму от 8 до 15 миллиардов рублей. Сама же компания заявляла, что сумма претензий составляет 8 миллиардов рублей, а вся вина за неуплату налогов лежит на фирмах-поставщиках, с которыми «Эльдорадо» работала в 2004–2005 годах.
Александру Шифрину, Михаилу Адвене и Станиславу Серегину вменили уклонение от уплаты налогов с организации (часть 2-я статьи 199 УК — от штрафа до 6 лет заключения). Однако руководитель «Эльдорадо» скрылся от следствия и был объявлен в розыск. Поэтому держать ответ пришлось бухгалтерам. Станислав Серегин предпочел согласиться с обвинением в неуплате налогов за 2005–2006 годы в размере 4,5 млрд рублей. Заключивший досудебную сделку со следствием, Серегин рассчитывал на условный срок. В суде он возложил всю вину на Михаила Адвену, заявив, что лишь продолжил реализовывать преступные схемы, которые придумал предыдущий главбух. Впрочем, признания не помогли подсудимому — 17 июля Гагаринский суд Москвы приговорил Серегина к двум годам лишения свободы. Мосгорсуд оставил приговор в силе.
Михаилу Адвене предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов с организации в 2004–2005 годах на меньшую сумму — 454 млн рублей. На следствии он отрицал свою причастность к преступлению. Такой же позиции он держался, когда дело поступило в суд.
По крайней мере, явившись 19 сентября на предварительное слушание, Адвена заявил о своей невиновности. Однако когда назначили дату основного заседания — 3 октября — Адвена на заседание не пришел. В тот день адвокаты сказали, что ничего не знают о причинах неявки своего подзащитного и попросили отложить процесс.
Они заявили отвод судье Максиму Моторину, который ранее выносил приговор Станиславу Серегину. Защитники посчитали, что председательствующий уже «сформировал мнение» о виновности их клиента, так как в вердикте подробно описал «преступную» роль их подзащитного.
Моторин отвод не принял и оформил для подсудимого привод. Однако это не увенчалось успехом. На заседании в пятницу был оглашен рапорт, составленный судебными приставами-исполнителями. Он гласил, что по месту жительства Адвена не проживает, а на работе отсутствует.
В этой связи судья поднял на обсуждение вопрос об изменении подсудимому меры пресечения. Прокурор Надежда Сергеева высказалась за арест. Адвокаты Максим Кошкин и Константин Фонарьков возражали. Они заявили, что у суда нет сведений о причинах неявки подсудимого, который «очень ответственный человек».
Пробыв в совещательной комнате 15 минут, председательствующий вынес постановление, которым санкционировал помещение Михаила Адвены под стражу. Суд обязал «обеспечить розыск» подсудимого и приостановил производство по делу до обнаружения Адвены.
Покидая суд, защитники заявили BFM.ru, что намерены обжаловать решение суда. «Уголовное дело в отношении Адвены с самого начала было несправедливым, поскольку он не подписывал налоговые декларации, послужившие причиной для предъявления ему обвинения», — сказал BFM.ru Константин Фонарьков. Максим Кошкин, в свою очередь, пояснил, что налоги за 2004–2005 годы были рассчитаны для компании «Эльдорадо» по уточненным декларациям, которые подписал в сентябре 2006 года новый главбух компании Станислав Серегин. «В это время Адвены даже не было в России, он получал степень MBA в США», — отметил юрист.
Защитники сказали, что их клиент планировал участвовать в процессе и добиваться оправдательного приговора, однако, вероятно, разочаровался в суде, поскольку уже в ходе предварительного слушания было нарушено его право на защиту.
Они рассказали, что тогда у подсудимого был только один адвокат Константин Фонарьков, который находился в отпуске. Адвена же просил отложить процесс, но суд просьбу отклонил. Между тем, защита планировала на заседании ходатайствовать о возвращении дела прокурору в связи с нарушениями, допущенными при составлении обвинительного заключения.