Глава «Мемориала» не оклеветал Рамзана Кадырова
Мировая судья 363-го участка Хамовнического района столицы Карина Морозова 14 июня вынесла оправдательный приговор главе «Мемориала» Олегу Орлову, который обвинялся в клевете на президента Чечни Рамзана Кадырова. Орлов назвал решение суда «чудом»
Читать на полной версииВо вторник, 14 июня, мировая судья 363-го участка Хамовнического района Москвы Карина Морозова вынесла оправдательный приговор Олегу Орлову, руководителю одной из старейших российских правозащитных организаций — центра «Мемориал». Судья сочла недоказанным предъявленное подсудимому обвинение в клевете на президента Чечни Рамзана Кадырова.
Уголовное дело в отношении правозащитника было возбуждено по заявлению Рамзана Кадырова в ГУВД Москвы от 20 октября 2009 года в связи с высказываниями Олега Орлова о причастности президента Чечни к убийству правозащитницы Натальи Эстемировой.
Сотрудница «Мемориала» Наталья Эстемирова была похищена 15 июля 2009 года в Грозном и вечером того же дня найдена убитой в Ингушетии. На следующий день на сайте «Мемориала» было размещено заявление, в котором цитировались слова Орлова: «Я знаю, я уверен в том, кто виновен в убийстве Наташи Эстемировой. Мы все этого человека знаем. Зовут его Рамзан Кадыров, это президент Чеченской республики. Рамзан уже угрожал Наталье, оскорблял, считал ее своим личным врагом».
Рамзан Кадыров назвал это заявление ложью. Орлову предъявили обвинение по части 3-й статьи 129 УК (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления). Она предусматривала наказание от штрафа до 3 лет лишения свободы.
Кадыров отстоял свою честь в гражданских делах
Президент Чечни подал не только заявление в ГУВД, но и предъявил иск к Олегу Орлову и его организации о защите чести и достоинства.
Тверской суд Москвы 6 октября 2009 года частично удовлетворил его. С «Мемориала» было взыскано в счет компенсации морального вреда Кадырову 50 тысяч рублей, а с Орлова — 20 тысяч.
Однако Рамзан Кадыров подал еще ряд исков к Орлову, а также к руководителю «Московской Хельсинкской группы» Людмиле Алексеевой и к группе московских журналистов. Впрочем по просьбе своей матери Аймани Кадыровой Кадыров в феврале 2010 года иски отозвал.
Судебное же разбирательство по уголовному делу длилось девять месяцев (процесс стартовал 13 сентября 2010 года — BFM.ru). Орлов утверждал, что в его действиях отсутствует состав преступления. Правозащитник заявил, что на Рамзане Кадырове лежит политическая вина за гибель Эстемировой: «Кадыров как высшее должностное лицо несет ответственность за то, что происходит на территории Чечни», — считает Олег Орлов.
Он утверждал: его слова о том, что Кадыров «оскорблял Эстемирову», — не выдумка. Глава «Мемориала» пояснил, что имел в виду последнюю встречу Натальи Эстемировой с президентом Чечни, которая состоялась 31 марта 2008 года в Грозном во Дворце молодежи. О ней правозащитница рассказывала Орлову лично. Тогда, как рассказал Орлов, глава республики подверг резкой критике деятельность сотрудницы «Мемориала» и заявил, что она вообще не будет больше заниматься правозащитной деятельностью в Чечне. Тогда же, со слов Эстемировой, Рамзан Кадыров сказал, что у него «руки по локоть в крови». После прозвучавших угроз Эстемировой пришлось уехать на некоторое время за границу.
«У меня нет и не было оснований не доверять рассказу Натальи Эстемировой», — сказал Орлов. Он добавил, что даже после убийства президент Чечни не скрывал своего отношения к ней. Так, в интервью радиостанции «Радио Свобода» он назвал Эстемирову «никому не нужной женщиной, у которой чести, достоинства, совести не было никогда».
Президент Чечни дал показания в суде
Сам Рамзан Кадыров в суде отрицал свою причастность к гибели правозащитницы. Глава республики впервые дал показания в суде: для этого использовалась телеконференцсвязь. Участникам процесса пришлось на день переместиться в Мосгорсуд, а Кадырову — прибыть в Верховный суд Чечни. Кадыров утверждал, что Наталью Эстемирову он видел всего два раза в жизни. Для ее убийства у него не было ни желания, ни мотивов.
«Как женщина, как мать она была хорошая женщина, а как правозащитница — она это делала без чести и совести!» — заявил Кадыров. Он утверждал, что «участвовал в убийстве террористов, а не людей». Первое, по словам Кадырова, «предусмотрено законом».
Адвокат Кадырова Андрей Красненков требовал для Олега Орлова реального заключения — трех лет лишения свободы. Гособвинитель предложила ограничиться штрафом в 150 тысяч рублей. Защитник главы «Мемориала» Генри Резник настаивал на оправдательном приговоре.
«Изучение материалов дела дает суду основание сделать вывод об отсутствии в действиях Орлова состава преступления. Он лишь констатировал известные ему факты», — заявила судья Морозова.
Она отметила, что версия обвинения об умышленном распространении подсудимым порочащих Кадырова сведений «носит предположительный характер». Поэтому суд не согласился с мнением потерпевшего, что Орлов намеренно хотел его очернить. «Объективных доказательств этого не установлено», — заключила судья.
После вынесения вердикта Олег Орлов признался, что хотя и был уверен в своей правоте, но не думал, что суд его оправдает. «Я воспринимал свое дело как политическое и заведомо проигрышное, — сказал правозащитник. — Если честно, не ожидал». Он назвал решение суда «чудом».
«Судья отстояла честь правосудия, — сказал Резник. — Свобода слова — это основа основ демократии. Не хватало только, чтобы нас этого тотально лишили».
Представитель потерпевшего Андрей Красненков заявил, что намерен обжаловать решение мировой судьи в апелляционном порядке. По его мнению, судья исказила показания ряда свидетелей «в пользу оправдательного приговора». Юрист считает, что решение суда носит политический характер. «Недавно прозвучали президентские предложения о том, чтобы статью 129 УК «Клевета» вывести из Уголовного кодекса», — пояснил он.
Его процессуальные противники с ним не согласны. По словам Олега Орлова, перевод статьи «клевета» в разряд административных правонарушений дело лишь отделенного будущего и вряд ли суд учитывал пожелания Дмитрия Медведева.