Соединяя хобби и бизнес
На рынке загородной недвижимости начинает набирать силу новый формат — hobby real estate. Пока на этот сегмент приходится не более 3% предложения, однако некоторые игроки рынка уверяют, что в течение ближайших 5 лет доля поселков по интересам вырастет до 15-20%. И девелоперы, и покупателей видят в hobby real estate как плюсы, так и минусы, но видимо, плюсы перевешивают.
Читать на полной версииВ начале века компании делали ставку на life stale, создавая загородные ЖК для людей, объединенных социальным статусом, финансовым положением и схожим набором ценностей. Инфраструктурным ядром таких поселений обычно становился гольф-комплекс или яхт-клуб, а среди покупателей было примерно поровну поклонников яхтинга и гольфа и людей, привлеченных только высоким уровнем проекта.
Hobby real estate, по сути, развивает ту же идею, но несколько смещая акценты. Девелоперы сознательно делают выбор в пользу одной целевой группы покупателей, сплоченных общим хобби — будь то дельтапланеризм, тайская медицина или фермерство малых форм. При этом социальное и финансовое положение жителей поселка уже не играет определяющей роли, зато крайне важно наличие пусть не самой дорогой, но тематически выверенной инфраструктуры, специализированных услуг, уникальных стилевых решений и единой архитектурной концепции: как правило, ни о каких участках без подряда речи здесь не идет.
Конечно, многое в таком подходе может испугать начинающего девелопера: потеря существенной доли покупателей, низкий текущий уровень спроса, да и с базовой хобби-темой запросто можно не угадать. С другой стороны, в таком поселке покупателей очевидно привлекает пространство, не напоминающее строительный Шанхай, соседи, разделяющие их философию жизни, наконец, продукт, полностью заточенный под их увлечение. Так что грамотно разработанный хобби-проект позволяет девелоперу стать игроком вне конкуренции.