От 5 лет условно до 19 лет реального лишения свободы получили сегодня, 25 апреля, по приговору Московского окружного военного суда 11 участников преступной группировки, занимавшихся торговлей людьми. Они обещали молодым женщинам хорошую работу за рубежом, но в итоге отдавали их в сексуальное рабство. Снабжавший соучастников поддельными документами подполковник ГРУ запаса Дмитрий Стрыканов проведет в колонии 12 лет.

Поскольку в военном суде, расположенном в старинном особняке на Арбате, нет просторных залов, дело слушалось в Мособлсуде. Оглашение приговора проходило там же и растянулось на пять часов.

По версии следствия, преступное сообщество, занимавшееся торговлей «живым товаром», было создано в 1997 году и действовало вплоть до 2006 года. Перед судом предстали 13 человек. 10 из них находились под стражей, трое — под подпиской о невыезде. Организацию преступной группы вменяли троим: владельцу подмосковного завода по производству автомобильных фильтров израильтянину Ави Янаю, россиянину Игорю Слесареву и уроженцу Молдавии Вадиму Стояну.

Согласно материалам дела, жертвами преступников становились молодые женщины, в основном из стран ближнего зарубежья: Узбекистана, Казахстана, Молдавии, Украины, а также из отдаленных регионов России. Им обещали высокооплачиваемую работу за границей — сиделками, танцовщицами и официантками. Канал нелегальной миграции проходил через российскую столицу. В Москве девушкам по поддельным загранпаспортам оформляли туристические визы за рубеж.

На «работу» с помощью бедуинов

На время оформления документов женщин селили на съемных квартирах в Орехово-Борисово, Марьино, Зябликово, а также в подмосковных Люберцах. Для той же цели был арендован и частный дом в Переделкино. Именно там, как утверждали следователи, у девушек, среди которых были и несовершеннолетние, отнимали их подлинные документы, а затем насильно увозили в сексуальное рабство в Израиль, Италию, Германию, Голландию и Францию.

Порой маршруты доставок были весьма экстремальными. Например, в Израиль девушек везли через Египет. Там их передавали в руки бедуинов, которые вели их к границе по территории воюющих племен.

За каждую из «ночных бабочек» российские «поставщики» получали от зарубежных коллег-сутенеров около 5 тысяч долларов.

Судебный процесс над участниками преступной группы стартовал в августе 2009 года. Первоначально потерпевшими были признаны 129 женщин. Однако в прениях прокуроры отказались от 32 эпизодов обвинения.

Из 97 оставшихся эпизодов присяжные сочли доказанными едва ли половину. Жюри решило, что обвинение Вадима Стояна в организации преступного сообщества не нашло своего подтверждения. В этой части он был оправдан. Однако присяжные пришли к выводу, что он причастен к отправке за рубеж по меньшей мере десяти потенциальных «жриц любви». Ави Янай был признан виновным по 16 преступным эпизодам, а Игорь Слесарев — почти по 50-ти. Что же касается Дмитрия Стрыканова, то присяжные решили, что он приложил руку к отправке за рубеж лишь пяти женщин. Сотрудник спецслужб снабжал потенциальных проституток краденными поддельными документами, в которых были переклеены фотографии.

Двоих фигурантов — москвича Юрия Фролова и уроженца Молдавии Родиона Машика — коллегия полностью оправдала.

Приговор в отношении остальных оказался суров. Судья Михаил Кудашкин признал подсудимых виновными по целому ряду статей УК. Среди них было незаконное лишение свободы, торговля людьми, вовлечении в занятие проституцией, организация занятия проституцией, незаконное пересечение госграницы, изготовление и сбыт поддельных документов (ст. 127, 127.1, 240, 241, 322 УК РФ).

«Похищение» в несколько приемов

Янай и Слесарев были осуждены на 18 и 19 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Они также выплатят крупные штрафы — 700 и 900 тысяч рублей соответственно. Вадим Стоян получил 11 лет. Дмитрий Стрыканов — на год больше. Суд лишил его воинского звания подполковника и оштрафовал на 100 тысяч.

Условным сроком в 5 лет лишения отделалась лишь супруга Вадима Стояна Анна Стоян. Примечательно, что из 11 осужденных она оказалась единственной, кого признали участницей преступного сообщества (часть 2-я статьи 210 УК ). Остальных подсудимых присяжные по данному обвинению оправдали.

По словам участников процесса, Анна Стоян частично признала свою вину и дала показания на остальных. Женщина наладила «итальянский канал» поставок девушек за рубеж и лично контактировала с проживающими там албанскими сутенерами.

Примечательно, что за торговлю «живым товаром» осужденных также наказали рублем. Суд удовлетворил более двадцать предъявленных потерпевшими исков о компенсации морального вредя на сумму от 150 до 500 тысяч рублей.

Защитники осужденных остались недовольны приговором суда и заявили о намерении обжаловать его в Верховном суде России. Так, по словам защищавшего Дмитрия Стрыканова Руслана Закалюжного, потерпевших девушек с большой натяжкой можно было назвать таковыми. «Они прекрасно знали, куда и зачем они едут, и платили за это деньги, — заявил BFM.ru адвокат. — Просто они были разочарованы размером зарплаты и условиями труда. Им обещали работу в ночных клубах, а они оказывались в публичных домах Израиля и на дорогах Италии. К тому же большую часть заработанного им приходилось отдавать сутенерам».

По словам защитника, в пользу этого довода говорит тот факт, что некоторых девушек ловили на границе, но они не оставляли своих попыток попасть в Европу.

Закалюжный считает, что приговор суда не соответствует вердикту. «Присяжные признали Стрыканова виновным лишь в том, что он продавал поддельные документы. Все остальное судья просто выдумал», — утверждает он.

О невиновности своих подзащитных продолжают твердить и адвокаты Яная и Слесарева. Защитник первого Николай Толстопятов заявил BFM.ru, что по делу было допущено множество процессуальных нарушений. Адвокат второго — Эльвира Фомина — была возмущена назначенным ее подзащитному сроком. «Слесарев не отрицал, что подыскивал девушкам жилье в Москве и брал за это определенную плату. Никто не держал их в квартирах насильно, просто им не советовали выходить на улицу из-за отсутствия у них регистрации, — сказала защитница.