Интим-магазины сохраняют потенциал
Точные обороты рынка эротических товаров в Москве не известны, как и нет официальной статистики по общему числу интим-магазинов. С уверенностью можно говорить только о 150–170 магазинах в столице
Читать на полной версииИндустрия эротических товаров переживает сейчас не лучшие времена — акции немецкого концерна Beate Uhse за последний год упали на Deutsche Boerse почти на 70%, а американские издатели эротических журналов вынуждены просить финансовой поддержки у Конгресса. Российские секс-шопы для выхода на IPO еще недостаточно развиты — и пока не так подвержены влиянию мирового финансового кризиса, как их зарубежные коллеги.
Точные обороты рынка эротических товаров в Москве не известны, как и нет официальной статистики по общему числу интим-магазинов. С уверенностью можно говорить только о 150–170 магазинах в столице. «Если предположить, что месячная выручка одной торговой площадки составляет в среднем около 10 тысяч долларов, то обороты рынка весьма приблизительно можно оценивать в 20-30 млн долларов в год», — рассуждает руководитель сети магазинов «Он и Она» Андрей Шарапкин. Если учитывать мелкие и незарегистрированные точки продаж, то число магазинов для взрослых в Москве может доходить до 900. В Санкт-Петербурге конкуренция гораздо ниже — в городе около 40 магазинов, — рассказал BFM.ru владелец сети питерских магазинов «Порномания» Марат Тагиров.
«Ситуация на нашем рынке такая же, как и на других, связанных с подарками и продуктами не повседневного спроса», — рассказал BFM.ru генеральный директор сети Mon Amour Ростислав Полешко. В условиях кризиса россияне корректируют свои расходы на товары не первой необходимости, и магазины, ориентированные на желание клиентов сделать подарок себе и близким, попали в «группу риска».
«Сейчас мы фиксируем снижение посещаемости наших магазинов примерно на 35% по сравнению со стандартной январской статистикой. При этом средний чек в нашей сети почти не изменился и составил около 140 долларов», — приводит данные гендиректор Mon Amour. Однако вторая половина января для интим-магазинов — традиционное послепраздничное затишье, — возражает Марат Тагиров. — Зато в ноябре и начале декабря [начало кризиса в России] мы зафиксировали очень высокий уровень продаж, хотя обычно у нас перед новогодним ажиотажем последних недель декабря покупатели не столь активны».
Самые востребованные товары в секс-шопах — эротическое белье, интимная косметика, парфюмерия с феромонами, лубриканты. «Все это покупается намного чаще, чем, например, фаллоимитаторы», — говорит руководитель сети «Он и Она» Андрей Шарапкин. «В последнее время мы отмечаем снижение оборотов в разделе белья, что может быть связано с сезонными распродажами других бельевых ритейлеров», — добавляет Ростислав Полешко из Mon Amour.
Первыми снижение покупательской активности россиян почувствуют маленькие безымянные (no name) интим-магазины, — считают игроки рынка. Такие магазины для взрослых ориентируются, как правило, на нижний ценовой сегмент и непостоянных клиентов. «Средний и верхний ценовой сегмент почувствует на себе влияние кризиса в феврале-марте, и по итогам марта уже можно будет делать прогнозы о том, какой в целом будет 2009 год. Если кризис достигнет дна позже марта, то не факт, что рынок вообще его переживет», — предполагает Ростислав Полешко. «Большая часть посетителей к нам приходит потому, что у них есть время и желание сделать приятное близким и себе. Будет ли на это время, желание и деньги в условиях затянувшегося кризиса — я не уверен», — говорит он.
«При оптимистичном варианте развития событий, нас ждет процветание — ведь секс остается самым доступным из развлечений. В пессимистичном варианте — разорение. А В реальности будет, скорее, сочетание этих двух вариантов, надеемся, остаться на прежнем уровне», — говорит Марат Тагиров.
В целом, отечественный рынок интим-продукции еще только развивается. «В Европе и США другая культура потребления. Наш рынок еще не четко структурирован, но это вопрос времени», — полагает Андрей Шарапкин и вспоминает открытие первого в Москве интим-магазина в 1991 году компанией «Асткол-Альфа»: «Это было в диковинку, выстроилась очередь. Помните, какая была при открытии первого Макдональдса? В секс-шоп очередь была вполовину меньше, и охранник брал деньги за вход — выручка от этого была выше, чем с продаж».
При этом европейский рынок секс-ориентированных товаров, похоже, пошел все-таки по пессимистичному пути. В частности, латвийские секс-шопы еще в октябре жаловались на падение продаж, несмотря на то, что население проявляет к эротической продукции все больший интерес. «Приходит человек с явным интересом, внимательно изучает ассортимент, затем открывает кошелек, задумывается и... уходит», — описывал ситуацию владелец сети Labi Николай Вейц в интервью изданию Lietia7 Diena. По его данным, резкое снижение продаж началось еще в мае 2008 года вместе со снижением продаж всех латвийских ритейлеров и растущей инфляцией.