Шесть лет лишения свободы условно потребовал сегодня, 24 ноября, прокурор для бывшего следователя по особо важным делам Григория Домовца, помогавшего своему руководству вымогать взятку в 4 млн долларов за освобождение из-под ареста крупной партии мяса и непривлечение к уголовной ответственности фигурантов уголовного дела о контрабанде. Подсудимый полностью признал вину и заключил досудебное соглашение со следствием. Мосгорсуд заслушал его дело в особом порядке. На это понадобилось всего полтора часа.

31-летний заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) Григорий Домовец был задержан 25 мая этого года при получении взятки в 500 тысяч долларов. Он стал первым фигурантом громкого коррупционного скандала, который разразился в его ведомстве этой весной.

Дело в том, что Домовец входил в следственную группу по уголовному делу о контрабанде мяса, которое было возбуждено MMCУТ в феврале 2010 года. В рамках этого дела задержали10 человек, в том числе 49-летнего гражданина США Михаила Гинзбурга. Ему вменили организацию преступной группы, участники которой незаконно ввозили в Россию по льготным тарифам мясо из США, Европы и Латинской Америки. Контрабанда осуществлялась через таможенные посты Сергиева Посада и Наро-Фоминска. Оттуда товар уже попадал на прилавки в столичные магазины. По данным следствия, всего за четыре года по этой схеме было осуществлено не менее 14 поставок. Ущерб государству следствие оценило в 4,5 млн рублей.

Мясная нажива

По данным следствия, несколько руководителей ММСУТ решили воспользоваться своим должностным положением и обогатиться за счет фигурантов уголовного дела. Через Григория Домовца они сделали предложение заместителю директора Нарофоминского хладокомбината Дмитрию Мостману: за взятку не переводить его из свидетеля в обвиняемые, снять арест с груза контрабандного мяса, а заодно помочь изменить меру пресечения другим фигурантам дела. Всего была озвучена сумма в 4 млн долларов. Однако Домовец успел получить в три приема лишь 1,5 млн. Причем последние 500 тысяч адвокат Мостмана принес Домовцу 25 мая прямо на работу. Позже деньги обнаружили в кабинете начальника Григория Домовца Ивана Кожевникова — пакет был спрятан за кожаным диваном. Сам руководитель следственного отдела находился в то время отпуске. Однако вскоре он был задержан, как и экс-заместитель главы этого управления СК РФ Алексей Малков. Третий фигурант дела — первый заместитель начальника ММСУТ Константин Зотов — скрылся от следствия и был объявлен в розыск.

Вначале Григорий Домовец отрицал свою причастность к вымогательству. Так, во время ареста в Басманном суде он утверждал, что у него не было для этого «ни возможностей, ни желания». Однако позже «под тяжестью неопровержимых улик» — несколько встреч проходили под контролем оперативников — Домовец все-таки сознался.

Досудебное соглашение

Он стал сотрудничать со следствием и заключил так называемую досудебную сделку. А 18 октября обвиняемого и вовсе освободили — по ходатайству следствия Басманный суд Москвы изменил Домовцу меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест. Поэтому его дело выделили в отдельное производство и направили в суд для рассмотрения в особом режиме — без проведения судебного следствия.

На заседании суда подсудимый, уволившийся из органов по собственному желанию, держался особняком от своих адвокатов.

Практически сразу же его адвокат Александр Попов поднял вопрос о рассмотрении дела за закрытыми дверями. Заявляя соответствующее ходатайство, защитник указал, что это необходимо для обеспечения безопасности участников процесса, а также подсудимого и его родственников. Он пояснил, что с 18 октября Домовец находится под госзащитой, и выразил опасения, что фигуранты дела, один из которых все еще на свободе, могут склонить подсудимого к изменению показаний, которые он дал ранее.

В итоге процесс закрыли. Спустя полчаса прокурор Дмитрий Линский, известный по участию во втором заочном процессе над Борисом Березовским (в июне 2009 года Красногорский суд Подмосковья приговорил олигарха к 13 годам лишения свободы за хищении 144 млн рублей у «ЛогоВАЗа») сообщил, что процесс завершен. Приговор будет оглашен 26 ноября.

Руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева рассказала, что для подсудимого прокурор потребовал шесть лет лишения свободы условно с пятилетним испытательным сроком. Он просил признать его виновным в пособничестве в получении взятки, совершенной группой лиц по предварительному сговору и сопряженной с вымогательством (часть 5-я статьи 33 и часть 4-я статьи 290 УК). «По мнению гособвинения, после отбытия наказания подсудимый должен быть лишен права занимать должность в правоохранительных органах сроком на три года», — сказала она.

Тяжелое стечение обстоятельств

Удивительно, но приехавший в суд вместе с адвокатом Дмитрий Мостман (он проходит по делу как потерпевший, — BFM.ru ) не жаждал крови. Покидая Мосгорсуд, он сказал BFM.ru, что не возражает против условного осуждения бывшего следователя.

Адвокатов подсудимого устроило требование прокурора. «В данной ситуации это лучший вариант», — пояснил BFM.ru второй защитник подсудимого Марсель Валиуллин. Он отметил, что предложенное Домовцу наказание ему кажется справедливым — за период службы его подзащитный не имел ни одного взыскания, он награжден медалями. На вопрос о том, что же толкнуло бывшего следователя на совершение преступления, защитник ответил туманно: «Тяжелое стечение обстоятельств».

Стоит отметить, вмененная Домовцу статья предусматривает до 12 лет лишения свободы со штрафом. Как заключивший досудебное соглашение о сотрудничестве бывший «важняк» мог рассчитывать на более мягкое наказание — не больше восьми лет лишения свободы. Поэтому условный срок для него является настоящим подарком. Впрочем, по закону судья не связан с мнением прокурора и вполне может отправить подсудимого в колонию.