Экс-главу банка ВЕФК будут судить заочно
СКР завершил расследование и направил в суд одно из уголовных дел Александра Гительсона. Он обвиняется в мошенничестве — хищении почти 500 млн рублей у депутата Госдумы Аднана Музыкаева
Читать на полной версииСледственный комитет России (СКР) завершил расследование и направил в Мещанский суд Москвы одно из уголовных дел бывшего владельца банка ВЕФК (ныне «Петровский») Александра Гительсона. Он обвиняется в мошенничестве — хищении почти 500 млн рублей у депутата Госдумы Аднана Музыкаева. В связи с тем, что в минувшем месяце финансист скрылся от следствия, его дело будет слушаться заочно.
О том, что дело уже передано в суд, стало известно на сегодняшнем заседании Мосгорсуда, где рассматривалась жалоба защитников Александра Гительсона. Они оспаривали решение Басманного суда столицы, который 1 октября этого года ограничил их клиента в сроках ознакомления с материалами уголовного дела до 8 октября.
Как заявил на заседании следователь, Гительсон не завершил ознакомление с делом и скрылся от органов следствия, в связи с чем 14 октября он был объявлен в федеральный розыск. Адвокаты обвиняемого на заседании суда не пришли. В итоге, Мосгорсуд поступил предсказуемо — решение районной инстанции осталось в силе.
Несколько обвинений Гительсона
Обвинение в мошенничестве (статья 159 УК) Александру Гительсону предъявили в августе 2009 года. Тогда в СКП поступило заявление от депутата Госдумы Аднана Музыкаева. Он утверждал, что в октябре–ноябре 2008 года финансист занял у него 495 млн рублей для того, чтобы «заткнуть дыру» по наличности в банке. Деньги он не вернул. Последний эпизод был выделен в отдельное производство и расследовался отдельно от основного дела.
Как известно, СКР также обвиняет 60-летнего финансиста в присвоении (статья 160 УК) и легализации (статья 174.1 УК) средств банка ВЕФК на сумму 890 млн рублей. Вместе с ним по делу проходят бывший председатель правления банка ВЕФК Виталий Рябов и зампред правления этого кредитного учреждения Иван Бибинов. По версии следствия, в августе 2007 года и в феврале 2008 года данный банк выделил в общей сложности 890 млн рублей в качестве кредитов двум петербургским фирмам-однодневкам — ООО «Радиус» и ООО «Прометей». Деньги фирмы возвращать не собирались.
Помимо этого, Гительсону инкриминируется дача взяток (статья 291 УК) главе отделения Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталье Гришкевич за размещение в банке ВЕФК денег питерских пенсионеров.
Гительсона задержали 25 марта 2009 года в Петербурге, а затем поместили в московское СИЗО № 99/1. Он больше года отсидел под стражей, а в средине апреля был освобожден после того, как в силу вступили поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, направленные на смягчение наказания за экономические преступления.
Вскоре после освобождения обвиняемого СКР попытался подстраховаться, обратившись в Басманный суд с ходатайством об избрании Гительсону меры пресечения в виде залога. Для этого следствие предлагало использовать 12 объектов недвижимости ОАО «Рускобанк», акционером которого якобы являлся финансист. Однако суд в этом отказал.
В результате, Гительсон уехал в Санкт-Петербург, чтобы вплотную заняться лечением — за время нахождения в СИЗО имеющиеся у экс-банкира хронические заболевания обострились настолько, что потребовалось хирургическое вмешательство. Гительсон перенес четыре различных операции.
Как рассказал BFM.ru адвокат обвиняемого Евгений Котов, именно поэтому его клиент не мог знакомиться с материалами дела, где потерпевшим является Аднан Музыкаев. Из 17 томов экс-банкир прочел только один. «Медики нашли у Гительсона нарушение мозгового кровообращения с риском инсульта. Они не рекомендовали ему работать с документами», — сказал защитник. К тому же ездить из Северной столицы в Москву было проблематично. По словам защитника, адвокаты ходатайствовали о приостановлении уголовного дела либо о переносе ознакомления в Санкт-Петербург. Однако следствие ни разу не пошло обвиняемому навстречу. «Лишь за день или два до окончания срока ознакомления следователи, словно издеваясь, привезли дело в Питер», — отметил Котов.
По словам адвоката, его подзащитный не признал свою вину. В свое время Гительсон даже подал заявление о возбуждении в отношении Аднана Музыкаева уголовного дела за заведомо ложный донос. Юрист предположил, что причиной выдвинутого против Гительсона обвинения послужило желание парламентария уйти от уплаты налогов по ряду крупных сделок. «Возможно, ему нужно было как-то оправдаться перед налоговыми органами», — сказал Котов.
В свою очередь, другой адвокат Александра Гительсона Оксана Михалкина заметила, что потерпевший обратился с заявлением в правоохранительные органы сразу после того, как в Тверской суд Москвы поступило заявление от налоговых органов о взыскании с Музыкаева задолженности на 67 млн рублей. «Гительсон тогда уже находился под стражей, и ничто не предвещало, что его освободят», — сказала она.
Пока дата рассмотрения дела в Мещанском суде не назначена. По словам Евгения Котова и Оксаны Михалкиной, они будут возражать против заочного процесса, а также ходатайствовать о возращении дела прокурору в связи с нарушением прав на защиту.
Напомним, экс-банкир исчез после того, как в сентябре стало известно о намерении Следственного управления следственного комитета России (СКП) РФ по Санкт-Петербургу предъявить ему очередное обвинение — о хищении почти 2 млрд рублей, принадлежащих правительству Ленинградской области. В настоящее время его местонахождение неизвестно.
Однако, по некоторым данным, незадолго до исчезновения экс-банкира в дом Гительсона, расположенный в Ленинградской области, пыталась проникнуть группа чеченцев. «Так что у нас есть все основания полагать, что он мог быть похищен», — заявила BFM.ru Оксана Михалкина.