На фоне сообщений об уголовном преследовании главы ФРС Джерома Пауэлла доллар слабеет, фьючерсы на американские фондовые индексы снижаются, растет доходность казначейских облигаций. На рынках укрепляется нарратив «продавай Америку» из-за опасений за независимость ФРС, пишет Bloomberg. Золото и серебро обновили рекорды. Цена унции золота превысила отметку в 4600 долларов, серебро дороже 85 долларов.

Прокуратура США начала уголовное расследование из-за сведений о реконструкции штаб-квартиры ФРС в Вашингтоне, пишет The New York Times со ссылкой на источники. По версии прокуратуры, Пауэлл солгал о масштабах проекта реконструкции, теперь он обвиняется в нецелевом расходовании средств.

О реакции рынков говорит экономист, управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский:

Владимир Рожанковский экономист, управляющий директор Trade123 «Рынки показывают большой, растущий антагонизм по отношению к американским активам. Это выражается и в повышении доходности по американским казначейским облигациям, особенно долгосрочным — с горизонтом от десяти до 30 лет. Мы видим, что кривая доходность увеличивается, уходит по вертикальной оси вверх, достаточно крутая кривая формируется. Здесь несколько факторов, один из них — это опасения по поводу силового захвата Гренландии, который очень тревожит европейских, да и не только, инвесторов, и я думаю, что для Трампа это будет заход на территорию, на которой могут произойти непредвиденные обстоятельства. Это будет, конечно, ошибка, с точки зрения именно инвестиционной привлекательности американского рынка. И, во-вторых, разумеется, история, которая сегодня будоражит СМИ, по поводу отставки Джерома Пауэлла, главы ФРС. Здесь я буду более скептичен — скорее всего, просто директивой Трампа, указом такое увольнение совершить не удастся, поскольку на стороне ФРС Конституция США. ФРС является независимым органом, который самостоятельно имеет право формировать свою точку зрения, на совещаниях присутствуют представители ФРБ, федеральных резервных банков американских округов. Это коллективное голосование, оно большинством голосов определяет дальнейший курс монетарной политики ФРС. Если большинство членов голосуют за то или иное действие, например за понижение процентной ставки, которого так хочет Дональд Трамп, то так тому и быть, но проблема заключается не в Джероме Пауэлле даже, а в том, что большинство здравомыслящих управляющих на данный момент, учитывая инфляционные риски и политические риски, как раз стараются нейтральную как минимум политику продолжать. Поэтому я думаю, что здесь, скорее всего, идет очередной спектакль в исполнении президента США, я думаю, у Трампа ничего не получится».

Сам глава ФРС Джером Пауэлл заявляет, что его преследуют из-за конфликта с Трампом из-за нежелания понижать процентные ставки. Ситуацию Пауэлл охарактеризовал как вопиющее посягательство на независимость ФРС.

Ситуация вокруг Пауэлла — красноречивое следствие современной американской политики, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев:

— За последние десятилетия мы привыкли к тому, что центральные банки, конкретно ФРС, — это важный элемент политики. ФРС и вообще центральные банки — это просто некоторая бюрократическая структура, которая должна обслуживать внешнюю политику, а не создавать ее. И кажется, что основная дискуссия на самом деле даже не только по ставке — с точки зрения ФРС, доллар, его роль в мире, его курс по отношению к валютам, его покупательская способность — это некая самоцель, а с точки зрения Трампа, доллар и политика ФРС — это просто продолжение экономической политики Штатов. Если в моменте Соединенным Штатам Америки с экономической точки зрения хочется, чтобы доллар был ниже, он должен быть ниже. Если экономическая целесообразность, видение администрации президента говорит о том, что ставка должна быть нулевая или фактически отрицательная, значит, так и должно быть. И кажется, что ключевая проблема и заключается в том, что за последние десятилетия ФРС и ЦБ в целом приобрели очень большую независимость и очень большое влияние. И в бюрократической логике предыдущих администраций президента это было нормально, но, с точки зрения Трампа, это не просто ненормально, так быть не должно, и поэтому и конфликт идет не на уровне отдельных глав ФРС по Штатам, он не идет даже на уровне непосредственно Пауэлла, он идет принципиально о том, какое место в политике и в экономической политике Штатов должна занимать ФРС и, соответственно, председатель ФРС. Поэтому я думаю, что 2026 год мы проведем вообще под знаком увеличения этого конфликта, наращивания противоречий, и, в общем, это только начало из того, что будет происходить.

— Американские СМИ опасаются, что ФРС потеряет свою независимость.

— С одной стороны, такие риски есть, с другой стороны, кажется, что политика Трампа очень яркая, она очень эксцентричная, но мало что из того, что он начинает, он доводит до конца. Я напомню, что, например, в Великобритании конфликт между главой ЦБ Великобритании и предыдущим премьер-министром закончился не просто отставкой премьера, а отставкой в рекордные сроки, поэтому, честно говоря, пока мы видим совершенно другую практику. Давайте вспомним то, что нам ближе: перед Новым годом была большая дискуссия между политическим блоком в ЕС, который выступал за конфискацию российских активов, и очень взвешенной политикой ЕЦБ о том, что этого делать ни в коем случае нельзя. Несмотря на все политические заявления, ЕЦБ однозначно выиграл этот спор. К счастью или к сожалению, но мы видим, что в мире роль центробанков слишком высока и они, скорее, выигрывают противоборство с политическими ветвями власти.

Трамп и его администрация неоднократно критиковали Пауэлла за то, что тот не понижал процентные ставки, как того желал президент, отмечает CNN. В целом сложившаяся ситуация — это не столько проблема председателя ФРС, сколько сигнал тому, кто может прийти ему на смену. The Wall Street Journal подчеркивает, что действия Трампа направлены на взятие под контроль Центрального банка, невзирая на законы и решения судов.