В редакцию Бизнес ФМ обратился предприниматель, который пожаловался на то, что на маркетплейсах все чаще встречается мед, который на самом деле таковым не является. Себестоимость у такой продукции существенно ниже, и от этого страдают продавцы качественного меда. И бороться с такими недобросовестными конкурентами в электронной коммерции сегодня крайне сложно.

Чуть меньше года назад в России вступил в силу закон, который установил конкретные требования к продукту под названием «мед». Чуть раньше то же самое сделали с молоком, маслом и другими продуктами — когда на упаковках стали писать «молоко», если продукт соответствует заявленным требованиям, и «молочный продукт», если нет.

С медом теперь, по идее, должно быть так же, но производители натурального меда постоянно сталкиваются с тем, что как минимум на маркетплейсах под видом натурального продукта продается разбавленная сахаром субстанция. И жалобы, которые добросовестные продавцы отправляют площадкам, не работают, рассказал Бизнес ФМ директор компании «Етрейд» Кирилл Вербицкий:

Кирилл Вербицкий директор компании «Етрейд» «Мы на маркетплейсах делали контрольные закупки как розничные покупатели, как физические лица, сдавали мед на анализ и получали подтверждение о том, что да, действительно, мед не соответствует новому закону, потому что, например, в нем превышена диастаза или соотношение сахаров не то, которое должно быть. То есть это говорит о том, что мед является разбавленным сахаром. Его разбавляли, чтобы увеличить в объеме. Соответственно, это все удешевляет продукт. И мы, когда видим, что что-то продается на грани себестоимости, на грани точки безубыточности, понимаем, что это не может быть медом».

Для понимания: по словам нашего собеседника, килограмм натурального меда должен стоить в районе тысячи рублей, а разбавленный сахаром продается по цене втрое дешевле.

Мы попросили прокомментировать претензии нашего героя ведущие российские маркетплейсы. В Ozon от комментариев отказались, в пресс-службе Wildberries заверили, что площадка сама тщательно проверяет сертификаты соответствия и прочую необходимую документацию и оперативно реагирует на жалобы, в случае чего блокирует карточки с фальсификатом.

Проблема в другом: недобросовестный селлер может зайти на площадку с партией оригинального товара и предоставить все необходимые документы, которые будут настоящими, а продолжить торговать уже совсем другим продуктом. И оперативно реагировать на такие нарушения маркетплейсы не могут — по документам все в порядке.
Проблема стоит остро и касается далеко не только меда, говорит директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России Георгий Багирян. По его словам, поймать недобросовестного продавца с поличным может Роспотребнадзор, если служба отреагирует на жалобу и сама проведет контрольную закупку. Также действовать можно через Росаккредитацию или через общественные организации, которые работают сразу со всеми заинтересованными ведомствами. Продолжает Георгий Багирян:

Георгий Багирян директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России «Можно в целях мониторинга — вот мы в Союзе электронной торговли занимаемся периодически мониторингом и реагируем на те или иные обращения. Направляем от себя обращения в Роспотребнадзор, Росздравнадзор, в Росаккредитацию, предоставляем необходимую информацию, которая позволит компетентным органам власти провести проверку и, в случае выявления нарушений, признать те или иные разрешительные документы недействительными. Собственно, дальше уже наступает мера административной или уголовной ответственности для недобросовестных участников гражданского оборота».

Впрочем, по словам эксперта, нередко бывает и так, что недобросовестной оказывается сторона, которая инициирует подобного рода проверки и разбирательства в отношении своих конкурентов. В природе пчелы тоже жалят пчел.