Фальшивый мед вытесняет натуральный с онлайн-площадок
Несмотря на закон, обязывающий маркировать продукцию по степени соответствия стандартам, на крупных торговых платформах продолжается продажа разбавленного продукта. Производители жалуются на отсутствие реакции со стороны площадок и рост недобросовестной конкуренции
Читать на полной версииВ редакцию Бизнес ФМ обратился предприниматель, который пожаловался на то, что на маркетплейсах все чаще встречается мед, который на самом деле таковым не является. Себестоимость у такой продукции существенно ниже, и от этого страдают продавцы качественного меда. И бороться с такими недобросовестными конкурентами в электронной коммерции сегодня крайне сложно.
Чуть меньше года назад в России вступил в силу закон, который установил конкретные требования к продукту под названием «мед». Чуть раньше то же самое сделали с молоком, маслом и другими продуктами — когда на упаковках стали писать «молоко», если продукт соответствует заявленным требованиям, и «молочный продукт», если нет.
С медом теперь, по идее, должно быть так же, но производители натурального меда постоянно сталкиваются с тем, что как минимум на маркетплейсах под видом натурального продукта продается разбавленная сахаром субстанция. И жалобы, которые добросовестные продавцы отправляют площадкам, не работают, рассказал Бизнес ФМ директор компании «Етрейд» Кирилл Вербицкий:
Кирилл Вербицкий директор компании «Етрейд» «Мы на маркетплейсах делали контрольные закупки как розничные покупатели, как физические лица, сдавали мед на анализ и получали подтверждение о том, что да, действительно, мед не соответствует новому закону, потому что, например, в нем превышена диастаза или соотношение сахаров не то, которое должно быть. То есть это говорит о том, что мед является разбавленным сахаром. Его разбавляли, чтобы увеличить в объеме. Соответственно, это все удешевляет продукт. И мы, когда видим, что что-то продается на грани себестоимости, на грани точки безубыточности, понимаем, что это не может быть медом».
Для понимания: по словам нашего собеседника, килограмм натурального меда должен стоить в районе тысячи рублей, а разбавленный сахаром продается по цене втрое дешевле.
Мы попросили прокомментировать претензии нашего героя ведущие российские маркетплейсы. В Ozon от комментариев отказались, в пресс-службе Wildberries заверили, что площадка сама тщательно проверяет сертификаты соответствия и прочую необходимую документацию и оперативно реагирует на жалобы, в случае чего блокирует карточки с фальсификатом.
Проблема в другом: недобросовестный селлер может зайти на площадку с партией оригинального товара и предоставить все необходимые документы, которые будут настоящими, а продолжить торговать уже совсем другим продуктом. И оперативно реагировать на такие нарушения маркетплейсы не могут — по документам все в порядке.
Проблема стоит остро и касается далеко не только меда, говорит директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России Георгий Багирян. По его словам, поймать недобросовестного продавца с поличным может Роспотребнадзор, если служба отреагирует на жалобу и сама проведет контрольную закупку. Также действовать можно через Росаккредитацию или через общественные организации, которые работают сразу со всеми заинтересованными ведомствами. Продолжает Георгий Багирян:
Георгий Багирян директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России «Можно в целях мониторинга — вот мы в Союзе электронной торговли занимаемся периодически мониторингом и реагируем на те или иные обращения. Направляем от себя обращения в Роспотребнадзор, Росздравнадзор, в Росаккредитацию, предоставляем необходимую информацию, которая позволит компетентным органам власти провести проверку и, в случае выявления нарушений, признать те или иные разрешительные документы недействительными. Собственно, дальше уже наступает мера административной или уголовной ответственности для недобросовестных участников гражданского оборота».
Впрочем, по словам эксперта, нередко бывает и так, что недобросовестной оказывается сторона, которая инициирует подобного рода проверки и разбирательства в отношении своих конкурентов. В природе пчелы тоже жалят пчел.