«Всех ждет аврал в августе»: к чему готовиться гостиничному бизнесу в связи с масштабными изменениями?
На полях ПМЭФ замминистра экономического развития Алексей Херсонцев рассказал Бизнес ФМ о реформах в гостиничном бизнесе. Редакция попросила игроков рынка прокомментировать нововведения
Читать на полной версииСуть предлагаемых изменений в гостиничном бизнесе — заставить рынок обелиться. Сейчас есть гостиницы, которые работают по всем правилам: платят налоги, проходят проверки. И есть средства размещения, которые государство просто не видит. Таким «серым» гостиницам, кемпингам и глэмпингам было предписано до 1 марта войти в единый реестр классификации. Самостоятельно. Но массово выходить из тени они не стали. Пока за это нет санкций. Однако уже с 1 сентября тем, кто не внесет данные о себе, запретят рекламировать свои услуги.
Ответственные предприниматели, которые попробовали попасть в реестр сразу, жаловались на сбои и на то, что в ряде случаев войти в этот список было невозможно. Одно из первых требований — указать адрес. А у глэмпинга в лесу его попросту нет. Заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев в интервью Бизнес ФМ заявил, что многие проблемные вопросы регулятору уже удалось снять:
Алексей Херсонцев заместитель министра экономического развития «Были определенные проблемы, например, у глэмпингов, у кемпингов, у которых нет адресов, мы дорабатывали правила и условия, чтобы можно было сделать привязку к земельному участку и так далее. В общем, происходит определенный набор форматно-логических вещей. После этого ты оказываешься в реестре — и дальше твое право: ты можешь податься на звезды, если ты гостиница, или ты можешь спокойно начинать работать без всяких звезд. Если средство размещения, пройдя самооценку, зарегистрировалось в реестре и хочет еще получить звезды, тогда оно вправе обратиться в так называемый орган по классификации средств размещения, который уполномочен эти звезды присваивать».
Некоторые владельцы тех же глэмпингов стали задаваться вопросами о том, как эти звезды будут присваиваться. Домик или шалаш в лесу не пройдет по квадратам, по наличию завтрака и по многим другим критериям, которые применяются к классическим гостиницам, но совершенно нерелевантны кемпингу и глэмпингу. И получается, что шатер, который в своей нише считается роскошным, по общим меркам не сможет претендовать даже на одну звезду. По крайней мере, так думают многие участники рынка. Однако на деле еще больше игроков об этом не думают вообще, как всегда, откладывая все на последний день. Продолжает вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова:
Тамара Буйлова вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга «Есть особо ответственные гостиницы, которые прошли самооценку, но бытует неофициальная цифра: в настоящий момент эту самооценку, которую люди обязаны пройти, прошли всего 20% гостиниц. Это очень мало. Сейчас основная проблема только в том, что народ не идет, не самооценивается. Все думают, что это пройдет мимо них либо что это можно сделать в последний момент. Поэтому сейчас очень большая проблема состоит в том, что все навалятся, условно говоря, за две недели до 1 сентября. Это плохо, потому что систему надо тестировать поэтапно, и вообще, там длинная работа. Как по мне, всех ждет аврал в августе».
В целом же собеседница Бизнес ФМ поддерживает стремление регулятора навести на этом рынке порядок и создать единые правила для всех.
А вот владелец ресто-лаунж-пентхауса «Поднебесная» и загородного глэмпинг-отеля летнего формата Николай Корсаков не понимает, зачем все это нужно, и не уверен, что властям удастся вывести всех из «серой» зоны:
Николай Корсаков владелец ресто-лаунж-пентхауса «Поднебесная» и загородного глэмпинг-отеля летнего формата «Количество баз отдыха, глэмпингов в Ленинградской области, находящихся внутри ДНП, СНТ и так далее, великое множество. Они просто начинают называться по-другому, они убирают наименование «глэмпинг» или наименование «база отдыха» и через сервисы типа «Авито» предлагают аренду домика посуточно, причем имеют свои объемы. Даже рядом с нами, в радиусе 10 километров, находятся несколько таких объектов, которые таким образом определенный объем клиентского трафика спокойно подбирают».
Однако гостевые дома тоже должны быть в этом реестре. Исключения есть для организаций, которые занимаются отдыхом и оздоровлением детей, для медицинских организаций, для организаций соцобслуживания, для физкультурно-спортивных, централизованных религиозных организаций и так далее. А где есть исключения, будут и попытки как-то на этом сыграть. К слову, сам Николай Корсаков пока не внес данные о своих объектах в единый реестр, но обещал это сделать. Цитата: «Раз уж надо».