Гостиничный бизнес ждет серьезная перестройка. С 2025 года все средства размещения — от отелей до глэмпингов — обязаны пройти самооценку, внести себя в государственный реестр и только после этого смогут легально работать и получать звезды. Заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев в интервью в студии Бизнес ФМ на ПМЭФ рассказал главному редактору радиостанции Илье Копелевичу, зачем реформируется система классификации, почему агрегаторы должны контролировать, кто попадает на платформы и как новые правила выравнивают условия для белого и серого бизнеса.

У нас в студии заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев, он в министерстве отвечает за контрольно-надзорную деятельность. Мы уже встречались пару лет назад и подводили когда-то итоги, которые подтверждаются практикой бизнеса, — о том, что действительно изменения в этой сфере огромные. Но сейчас есть новые интересные сферы, которые интересуют абсолютно всех, — это гостиницы, гостевые дома. Здесь как раз проходит реформа, и про звезды [узнать] очень интересно. Расскажите, что вы делаете сейчас и как это изменит жизнь как для гостиниц, так и, естественно, для их посетителей.
Алексей Херсонцев: Сегодня много, кстати, на форуме обсуждали и реформу контрольно-надзорной деятельности, и бизнес тоже давал такие же оценки. Но обсуждали много и тот факт, что нужна сбалансированная система, некая золотая середина, при которой тот бизнес, который работает недобросовестно, где-то нелегально, пользуется преимуществами своего нахождения в тени, — c ним нужно работать другими методами. Имея в виду, что…
Сам белый бизнес, в значительной степени обелившийся, естественно, не хочет, чтобы с ним конкурировал серый бизнес.
Алексей Херсонцев: Конечно. Поэтому мы и в реформе контрольно-надзорной, кстати, деятельности, например, в конце года в законе поправили немного процедуры проверок. И если ты работаешь без лицензии, аккредитации или не подал уведомление о начале деятельности, то тебя можно проверить и без согласования с прокуратурой, и не уведомлять тебя ни о чем — для этих сфер гайки…
Чуть-чуть откручиваются в обратную сторону.
Алексей Херсонцев: В обратную сторону, да. Соответственно, в прошлом году одним из таких важных законодательных изменений было введение новой системы классификации гостиниц. Она уже в России заработала: изменения в закон о туризме были приняты в ноябре прошлого года и с 1 января уже вступили в силу. В чем была цель и в чем суть — создать равные условия для бизнеса. В чем равность условий? С одной стороны, помимо гостиниц, появляются новые типы средств размещения — например, глэмпинги, кемпинги, различные другие виды, чтобы все были примерно в одинаковых условиях. Что значит «в одинаковых условиях»? Что вы раскрыли информацию о своем бизнесе государству, вы есть на карте, учтены, органы контроля могут, зная о вашем существовании, при необходимости к вам прийти, проверить. На вас можно пожаловаться — какие-то вещи, которые предполагают нормальную практику ведения бизнеса. Это с одной стороны. А с другой стороны, равность эта — между разными типами средств размещения и равность между теми, кто не легализован. Второе направление — это повысить доверие туристов к системе классификации гостиниц, тем самым звездам. В чем суть реформы? Первое: все средства размещения, не только гостиницы, должны включиться в специально созданный реестр. А во-вторых, классификация, которая раньше [заключалась в том, что] ты сразу шел в органы по классификации, получал звезды, сейчас происходит в два этапа: первое — ты самостоятельно включаешься в реестр, самостоятельно себя оцениваешь, делаешь фотографии, заполняешь определенную анкету, нажимаешь кнопочку — и это все после определенной процедуры верификации появляется в государственном реестре.
А верификация — это как? На месте? Или по соответствию заявленному? Самозаявительная верификация?
Алексей Херсонцев: Федеральная служба по аккредитации, Росаккредитация, которая находится в ведении нашего министерства и которой мы поручили как раз и создать этот реестр, сервис соответствующей самооценки, сделала сейчас следующий сервис: ты заходишь на сайт Федеральной службы по аккредитации, там есть специальная ссылка «Подать сведения о себе, сервис гостеприимства». Первое — когда ты вводишь о себе первые сведения, многое автоматически подтягивается: ты авторизован через ЕСИА, или, по-русски, через портал «Госуслуг», поэтому ты не можешь быть кем-то левым — это к вопросу о проверках. Сначала это форматно-логический контроль, то есть такие проверки по связыванию со сведениями из баз данных. Когда ты базовую информацию о себе заполнил и надо уже перейти к рассказу о своей деятельности, тебе предлагается перейти в стадию самооценивания при помощи специального приложения, которое скачивается на телефон. И ты сам при помощи приложения делаешь фотографии — есть определенная схема: входная группа, внутри — некоторый набор фотографий, который дальше подгружается в этот реестр. Дальше тебе предлагается заполнить еще некоторую анкетку, касающуюся характеристик твоего средства размещения. И все это заканчивается тем, что ты нажимаешь кнопочку «Подтвердить». Оно определенное время остается у службы на проверке — это в основном проверка, связанная с тем, чтобы не было хулиганства. Многие очень любят пытаться в такие государственные сервисы фотографии кошечек отправлять и тому подобное. Понятно, что сейчас уже технологии позволяют это все отсеивать на стадии загрузки, то есть явные глупости там точно произойти не могут. Но тем не менее происходит оценка, насколько адекватно ты заполнил карточку, внес соответствующие фотографии, сведения об адресе — ты должен быть с системой адресации связан. Были определенные проблемы, например, у глэмпингов, у кемпингов, у которых нет адресов, мы там дорабатывали правила и условия, чтобы там можно было сделать привязку к земельному участку и так далее. В общем, определенный набор этих форматно-логических вещей происходит. После этого ты оказываешься в реестре — и дальше твое право: ты можешь податься на звезды, если ты гостиница, или ты можешь спокойно начинать работать без всяких звезд.
Если средство размещения, пройдя самооценку, зарегистрировалось в реестре и хочет еще получить звезды, тогда оно вправе обратиться в так называемый орган по классификации средств размещения, который уполномочен эти звезды присваивать. Как он их присваивает — там есть определенная процедура.
Шкала, конечно.
Алексей Херсонцев: Когда он делает аудит, есть требования — что значит три звезды, что четыре, что пять, какие должны быть минимальные услуги, требования по качеству. И эти организации проводят некий аудит на соответствие этим требованиям, то есть чтобы действительно три звезды в Нижнем Тагиле и три звезды в Ленинградской области — это все-таки были одинаковые три звезды. И поэтому, если ты хочешь, чтобы у тебя была супергостиница и там было столько-то звезд, ты в них заинтересован. И нам важно сделать так, чтобы оценка была.
А важно, кто их дает? А судьи кто?
Алексей Херсонцев: Поэтому здесь тоже было принято решение серьезно перенастроить систему, потому что раньше требования к таким организациям были совершенно невысоки. Там даже говорить не хочется — их практически не было, и в принципе любой желающий мог назваться органом по классификации, попасть в соответствующий реестр и дальше фактически начать…
Торговать.
Алексей Херсонцев: Торговать звездочками.
Своим несуществующим, но авторитетом.
Алексей Херсонцев: Да. Но обычно, когда требование какое-то обязательное — а требование о звездах раньше было обязательным, — то тебе уже как предпринимателю во многих случаях не авторитет важен, а лишь бы их получить. И это-то как раз и приводило к торговле. И фактов таких было достаточно много. И плюс, понятно, что качество работы было разное, и даже в тех случаях, когда три-четыре звезды, а уже тем более пять, многие недоумевали: почему тут пять звезд, тут и тремя не пахнет. Соответственно, было принято решение по консолидации рынка этих организаций по классификации, повышению к ним требований. Сейчас зафиксировали, что в составе таких организаций должно быть уже не менее пяти экспертов, — это важно. И они должны быть аттестованы. Новые требования по аттестации со стороны Росаккредитации — на определенные знания — тоже сейчас заработают. И главное — что они должны работать в одной организации по классификации. Тоже интересный сюжет: были ситуации, при которых муж с женой создали две компании — в одной он был руководителем, а она экспертом, а в другой она была руководителем, а он экспертом. И было два целых органа по классификации. И смысл был такой, что если один за какие-то нехорошие вещи будет прикрыт, то всегда есть второй — и наоборот. Чтобы от всего этого уйти, договорились сильно поднять требования, чтобы была определенная консолидация на рынке этих организаций. А также ввели персональную ответственность экспертов — если будут обнаружены два и более раз какие-то нарушения в ходе разборов жалоб...
А вот этих присвоителей — их кто проверяет? Потому что если даже в случайном порядке взять и проверить: такая-то организация выдала столько-то звезд тому и тому; потом пришли, посмотрели — там на самом деле пять метров комнаты, что на пять звезд не тянет, и так далее. С теми, кто это выдал, они сразу будут заблокированы и отстранены? У них появится страх ответственности?
Алексей Херсонцев: Да, договорились делать эту процедуру. Договорились, что Федеральная служба по аккредитации, которой поручено эту всю работу сейчас вести, предусмотрит основания для отзыва статуса органов по классификации. Главное — еще и персонального отзыва статуса эксперта, если будут выявлены нарушения. И главное, кстати, — по отзыву звездочек, если эти звездочки не соответствуют тому, что на самом деле.
Были жалобы со стороны одних гостиниц на другие? То есть какая-нибудь четырехзвездочная — вот у меня четыре честные звезды, а у меня рядом пять, но…
Алексей Херсонцев: Больше речь идет не о формализации этих жалоб, а о том, что было общее недовольство или общие вопросы к системе. Поэтому мы эту всю реформу классификации гостиниц разрабатывали в прошлом году, естественно, во взаимодействии с ассоциациями, которые представляют интересы гостиничного бизнеса. У нас было несколько различного рода встреч, совещаний, обсуждений. Эта проблема признавалась — проблема несоответствия звезд. Были опросы, мы делали опросы среди потребителей, которые не были уверены в том, что звезды позволяют им понимать… и так далее.
Что это значит?
Алексей Херсонцев: Мы рассчитываем сейчас, что мы немножко, или даже много, систему оздоровим — систему присвоения звезд.
А результаты, как вы думаете, когда появятся? Когда звезды изменятся и появятся новые, которые будут уже внушать доверие?
Алексей Херсонцев: У нас здесь два важных результата, которые мы ждем от смены. И, кстати говоря, первый — это не история про звезды. Первое — это про формирование этого единого реестра, в который попадут все средства размещения: гостиницы, глэмпинги (которые сейчас называются в наших терминах «базы отдыха») и, соответственно, кемпинги. И плюс еще — вы, наверное, слышали, был принят закон о легализации гостевых домов.
Да, слышали и рассказывали. Очень разные мнения у владельцев этих гостевых домов. Некоторые очень напуганы этим.
Алексей Херсонцев: Безусловно. Но надо понимать, что гостевые дома — это что такое? Это на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, вы строите бизнес, не переводя эти земли в другую категорию земель. Понятно, что в какой-то период времени, наверное, все мы поощряли любой тип предпринимательства, поскольку спрос надо наращивать. Но базово это же приводит к искажению, во-первых, той же самой конкуренции: потому что один строит гостиницу, разбираясь с землей, разбираясь в техприсоединении, много-много с чем разбираясь и в конце концов начиная платить налоги, исходя из того, что это недвижимость, исходя из того, что это бизнес, и так далее. А второй может сопоставимое поставить по всем параметрам трехэтажное строение на определенное количество номеров на земельном участке, который под ИЖС был выдан, и делать все то же самое. Для выравнивания, с одной стороны, этих условий, а с другой стороны — с пониманием, что их достаточно много и надо легализовать эту сферу, и был принят этот закон. Он поэтому и называется, во-первых, об эксперименте. Во-вторых, он распространяется только на ограниченный круг — 17 субъектов Федерации, которые в этом эксперименте будут участвовать.
А основные туристические?
Алексей Херсонцев: Да. Действительно, были разные мнения, в том числе в руководстве регионов, поэтому договорились, что пул будет вот такой. И даже в пределах этого пула решение будет приниматься органом власти субъекта — исходя из понимания остроты ситуации на земле.
Ну да, не придется ли 80% взять и закрыть? Или им придется проделать такой объем административной работы, что они просто… что администрация не переварит их.
Алексей Херсонцев: Да, только еще раз надо напомнить, что формально сейчас работа этих как бы гостевых домов незаконна. То есть, когда у тебя стоит гостиница на землях для ИЖС, ты ее можешь как угодно называть — гостевой дом, квартира, все, что угодно, — но это стоит гостиница на землях, предназначенных для ИЖС. И это риски для твоего бизнеса — риски, связанные с тем, что есть масса норм, которые ты нарушил в этот момент. Поэтому закон о гостевых домах — это закон о легализации их, это закон, в какой-то степени позволяющий там, где эта проблема действительно такова, что ее надо решать, — где-то, условно, амнистировав эти бизнесы. Она для них — то есть это не в минус, это в плюс. Ну да, в любом случае весь тренд — на то, что все должны вести бизнес легально.
То есть в данном случае именно региональные власти решат, где им закрыть глаза или какие процедуры тем, кто не соответствует законным требованиям, надо пройти, чтобы себя легализовать? Это может быть по-разному, да?
Алексей Херсонцев: Да, и это касается только гостевых домов. А возвращаясь к теме с реформой средств размещения, здесь важны несколько вещей. С 1 сентября будет запрещено [публиковать] на агрегаторах информацию о средствах размещения, которые отсутствуют в государственном реестре, о котором я сказал. Иными словами, на Ozon, «Островке», Avito и так далее нельзя будет разместиться, если ты не в реестре. Для нас это была принципиальная вещь, когда мы это разрабатывали. И коллеги из агрегаторов чувствовали себя весьма некомфортно, когда мы это обсуждали, но мы с ними проводили несколько встреч.
А что, они боятся сразу много потерять своих адресов?
Алексей Херсонцев: Опасения же всегда у всех разные. Всегда, когда государство вводит какую-то новую регуляторику, да еще и с прицелом на технологичность, у коллег проблемы: что это или не будет работать, или это приведет к костам, или где-то будут технологические провалы, или мы не сможем довести это до конца, и они останутся в подвешенном состоянии — в реестре никто не появился, а им никого нельзя выставить. Дальше вопрос: все ушли в условные телеграм-каналы и начали торговаться там. Понятно, риски для них видны, поэтому мы вместе с ними и подзаконные акты уже докручивали, и в целом сейчас мы встречаемся раз в две недели, я провожу с ними совещания, мы смотрим, как это все движется. И более того, мы их просим — и спасибо им большое, они идут навстречу — у себя вести информационную кампанию. По факту сейчас они на своих сервисах прикручивают кнопки, ведущие в реестр, чтобы, если ты не в реестре, они тебе корректно напоминают, что, парень, ты не в реестре, через месяц мы тебя перестанем здесь публиковать, нажми кнопку, пройди самооценку. Ну и так далее. Нам это очень важно. Поэтому, пользуясь случаем, у вас большая аудитория, вас слышат предприниматели — еще раз всех призываю не забыть зайти на сайт Федеральной службы по аккредитации. Там есть информация, которую можно увидеть, там все подробно написано. И главное — просьба не забывать, что с марта этого года региональные власти наделены очень широким набором контрольных полномочий: они могут делать выездные обследования, они могут делать контрольные закупки — в общем, с тем чтобы выровнять эти конкурентные условия, они начинают иметь серьезные рычаги. И далее будут внесены поправки в ближайшее время в Кодекс об административных правонарушениях, где все-таки и будут введены штрафы для тех, кто это не соблюдает. Но мы, конечно, уверены и надеемся — и это в духе Минэкономразвития все-таки, — что этот регуляторный диалог приведет к тому, что никаких штрафов не будет, а все воспользуются этой процедурой. Тем более что она проста, удобна — я всех прошу в этом убедиться, это действительно так.