Вскрыл коробку с ноутбуком — товар не вернешь
Покупатель ноутбука уже месяц не может вернуть не подошедший ему товар из-за вскрытой пломбы на упаковке, из-за чего продавец отказывает ему в возврате. При этом иначе, кроме как вскрыть пломбу, открыть коробку с товаром невозможно. Дело может решить только суд, считают юристы
Читать на полной версииВ редакцию «Бизнес FM» написал покупатель ноутбука на маркетплейсе Ozon. Уже месяц он не может вернуть его обратно продавцу и получить назад свои деньги — 42 тысячи рублей. Продавец не принимает возврат из-за того, что покупатель вскрыл коробку, чтобы осмотреть ноутбук, и при этом сорвал пломбу — специальную наклейку на коробке.
Но осмотреть товар другим способом покупатель никак не мог. Кто в этой истории прав, а кто злоупотребляет?
«Вы вскрыли пломбу на коробке. Нарушен товарный вид упаковки, поэтому вернуть его нельзя». Ответы с такими формулировками герой этой истории Богдан получает от продавца на Ozon уже месяц. Сроки возврата, положенные по закону, давно прошли.
По словам покупателя, в пункте выдачи заказов он осмотрел товар бегло, ПВЗ заканчивал работу. Поинтересовался у сотрудницы, сможет ли он вернуть гаджет в течение двух недель, если его что-то не устроит? Получив утвердительный ответ, ушел домой с покупкой. А там, после вскрытия коробки и детального осмотра, пришел к выводу, что ноутбук ему не подходит. Сам товар не эксплуатировал. Не понравилось качество пластика.
Заказал на Ozon другой гаджет. Дождавшись его, начал оформлять возврат первого. Но что-то пошло не по плану, говорит Богдан:
«Я оформил заявку на возврат в личном кабинете, приложил фотографии, указал причину «не подошел» — мне пришел отказ. Оформил заявку повторно, и мне начали приходить ответы: «Вы вскрыли картонную коробку, разорвав пломбу; наличие целой пломбы дает гарантии, что ноутбук новый», — то есть отказ потому, что я вскрыл коробку, разорвав пломбу. На мои вопросы, как я могу ознакомиться с товаром, вытащить его из коробки, не разорвав эту единственную пломбу, которая и скрепляет коробку, препятствует ее открытию, никакого логического ответа я не получал. Они мне отвечают: «Пломба — важная часть упаковки сложной техники, ее вскрытие делает возврат по причине «не подошел» невозможным». Несколько моих заявок были отклонены. Я не вскрывал сам ноутбук, его внутренности, я просто его достал из коробки! Но коробка даже имеет такую конфигурацию, что у нее открытие только в одном месте: нужно надрезать эту пломбу, отвернуть язычок и вытащить ноутбук из коробки»
По словам покупателя, его аргументы о том, что по-другому упаковка не могла открыться, игнорируются. И вообще, переписка местами похожа на общение с ботом, а не с реальным специалистом. Решить этот конфликт теперь можно только в суде. Налицо недобросовестное поведение продавца, но у суда появятся вопросы и к покупателю, считает ведущий юрист общества защиты прав потребителей Олег Фролов:
— Потребитель берет кота в мешке, если не будет вскрывать. Это добросовестность потребителя и его обязанность — проверить, что находится в этой коробке. Продавец в этой ситуации ведет себя недобросовестно. Он вправе отказать, если будут установлены следы эксплуатации, не коробки, а именно товара. Естественно, если он порвал эту коробку, вопрос здесь еще спорный, каждый судья расценивает эту ситуацию по-разному. Но в данном случае потребитель абсолютно прав. Продавец не предоставил ему возможности иным образом удостовериться, что он получил. Если бы он что-то нарушил, целостность, начал вскрывать сам ноутбук, отклеивать какие-то ярлыки на самом ноутбуке, — это будет нарушением. А то, что продавец заклеил сам коробку, это грубое нарушение закона о защите прав потребителей.
—Тогда скажите, вот сейчас что делать? Прошел уже месяц с момента покупки.
— Теперь только в судебном порядке доказать, что продавец действует неверно. Суд установит, потребитель попользовался товаром и хочет вернуть или продавец изначально не хотел, чтобы покупатель мог воспользоваться правом на возврат товара.
«Бизнес FM» направила запрос в компанию Ozon. На момент публикации статьи редакция ответа не получила. По словам покупателя, случай его не уникальный.
За время переписки с маркетплейсом у него появились еще несколько товарищей по несчастью, которые так и не смогли вернуть товар, вскрыв упаковку. И в каждом случае коробку возможно было открыть только с одной стороны.