Минцифры ищет способы избавиться от СМС-сообщений для идентификации пользователей
Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что его ведомство ищет, чем заменить сообщения для смены пароля к учетной записи на «Госуслугах». Часто мошенники, именно узнав код из СМС, крадут аккаунты и далее продают содержащиеся там данные либо получают доступ к банковским данным обманным путем
Читать на полной версииОбновлено в 17:20
«Любой код, который приходит в СМС-сообщении, — это сейчас зло», — заявил глава Минцифры Максут Шадаев. Ведомство ищет, чем заменить сообщения для смены пароля к учетной записи на «Госуслугах». Часто мошенники, именно узнав код из СМС, воруют аккаунты.
Москвичке Виктории Мироновой мошенники позвонили под видом ее мобильного оператора со словами: «Мы уже третий месяц пытаемся с вами связаться, завтра заблокируют ваш выгодный корпоративный тариф. Чтобы этого не случилось, надо подтвердить номер телефона, вам придет СМС-сообщение с официального аккаунта «Госуслуг». Собеседник знал все детали ее истории с мобильным оператором, и даже когда Виктория сказала: «Вы похожи на мошенников» — похвалил за бдительность и очередным фактом убедил, что это не так. В итоге Виктория назвала код:
«Они просят потом зайти на почту. Там должно прийти письмо от «Госуслуг». И вот здесь надо сказать, что сработала вот эта их шапка внизу о том, что чаще всего так действуют мошеннические схемы. И вот в этот момент у меня точно сложилось дважды два, я сразу же прервала связь. Мне потом было тяжело дозвониться до «Госуслуг». Более того, мне кажется, что телефон, который был в официальном письме, вывел меня на некомпетентного сотрудника либо кого-то очень похожего на мошенника. Говорили про какие-то странные схемы, про связь с Центробанком и так далее. А в итоге мне очень помогла девушка — оператор Сбербанка, потому что я сразу начала звонить и проверять, не было ли бы каких-то действий, совершенных с банковскими картами. И девушка мне как раз рассказала, что нужно делать, куда идти. Самое главное, что я не могла в моменте поменять пароль. Они же его, получается, сбрасывают, меняют, когда уже получили доступ к приложению. И я уже ничего не могу с этим сделать. Я могу только физически приехать в МФЦ, написать заявление, что меня взломали, собственно, что я и сделала. Поехала просто в ближайшее отделение, там очень быстро, оперативно мне помогли, заблокировали им вход. Но прошло больше часа, они скачали очень много документов, даже заказали справки 2-НДФЛ».
Виктория уверена: если есть уязвимое место и многие на это попадаются, значит, для подтверждения входа на «Госуслуги» нужно применять что-то другое вместо СМС-сообщения.
Есть два варианта, которые уже работают. Первый — приложение для генерации одноразового пароля, который действует буквально несколько секунд. Как отмечают эксперты, приложение можно настроить так, чтобы ключ работал только в связке с вашим устройством.
Второй вариант — вход по биометрии. Глава Минцифры Максут Шадаев отметил, что это останется доступным по желанию. Кроме того, если человек потерял пароль и хочет его восстановить, вторым фактором аутентификации может стать подтверждение через банковское приложение. Или — идти в МФЦ. Комментирует эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Phishman Алексей Горелкин:
Сами пользователи отмечают, что было бы удобно, если бы уже в момент, когда мошенники подбирают к вашему логину пароль, пользователю приходило уведомление на телефон: в ваш аккаунт пытаются войти, подтвердите, что это вы. Сейчас такие сообщения приходят, но только на почту и только если человек сам активировал эту опцию на портале. Правда, стоит учесть, что и этим пользуются мошенники: они воруют у человека аккаунт и присылают письмо будто бы от «Госуслуг» о том, что в вашу учетную запись выполнен вход и нужно позвонить на некий номер, где его продолжат «разводить», уже получая банковские данные.