Бизнес просит доработать законопроект о кибермошенничестве
Целый пакет законопроектов о борьбе с мошенниками в интернете Госдума рассмотрит уже завтра. Идей в этом пакете очень много, как и претензий к ним
Читать на полной версииОбновлено в 18:00
Ассоциация цифровых платформ (в которую входят «Яндекс», «Сбер», Wildberries, Ozon и «Авито») считает, что принятие закона в действующей редакции приведет к повешению цен на товары и услуги для потребителей и снизит эффективность уже действующих мер по противодействию киберпреступности.
Понять суть предложений, изложенных на 70 листах канцелярита, которые предполагают внесение поправок в десятки законов и подзаконных актов, трудно даже профессионалам. Однако в Ассоциации цифровых платформ (АЦП) попытались оценить масштаб последствий внедрения всех предложенных новелл.
Издание РБК опубликовало основные претензии членов ассоциации к тексту законопроекта. Итак, бизнес категорически против запрета всех массовых звонков и рекламных рассылок. Такой запрет помешает обычной коммуникации с клиентами. В ассоциации задаются вопросом, как тогда им нужно будет информировать граждан о статусе и изменениях в заказе, об изменениях в статусе авиарейсов, напоминать о записи на прием к врачу и так далее.
В АЦП предлагают создать «белый реестр» компаний, которым можно будет заниматься массовым обзвоном и рассылками сообщений.
Также бизнес против введения запрета на общение с пользователями в зарубежных мессенджерах примерно по тем же причинам. Кроме того, в ассоциации просят исключить из законопроекта требование к цифровым платформам обеспечивать пользователям возможность проходить дополнительную аутентификацию через единую биометрическую систему (ЕБС).
Причина в том, что это очень дорого. По подсчетам АЦП, стоимость подключения к ЕБС будет составлять несколько десятков миллионов рублей, а дальнейшие затраты на проведение аутентификации будут составлять от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей в год. Потому что каждое обращение к ЕБС с целью аутентификации составляет от 8,5 до 20 рублей в зависимости от количества обращений в месяц.
Законопроект также предполагает, что все продавцы на маркетплейсах и досках объявлений должны будут проходить обязательную регистрацию на площадках через «Госуслуги». Площадки против. Из-за этого с тех же маркетплейсов могут просто исчезнуть зарубежные продавцы. Конкретных претензий масса. Но президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская озвучила главную — концептуальную:
Услышат ли бизнес депутаты и правительство? Пока непонятно. С одной стороны, вице-премьер Дмитрий Григоренко сообщил РБК, что власти рассматривают возможность поэтапного внедрения той же биометрической идентификации, но с другой, напомнил, что принять нормативные акты по противодействию мошенничеству в кратчайшие сроки поручил Владимир Путин.
Весьма красноречив и комментарий, который дал зампред профильного комитета Госдумы по информполитике Александр Ющенко:
Александр Ющенкозампред профильного комитета Госдумы по информполитике«Ну, наверное, это не дешевая история, но вы посмотрите, сколько люди сегодня в этих мошеннических схемах теряют своих средств, все-таки нужно идти на какие-то определенные потери. В любом случае мы будем прислушиваться в том числе и к мнению специалистов, профессионального сообщества, будем обсуждать, смотреть. Ничего не делать не выход из положения. Необходимо уходить от анонимности в интернете, в том числе в аккаунтах в мессенджерах и так далее, надо развивать свои структуры, мессенджеры, платформы, которые будут подчиняться определенному российскому законодательству. Люди совершенно запросто перейдут с западных мессенджеров на наши».
В итоге Ющенко призвал бизнес готовиться к тому, что на защиту граждан от кибермошенников придется потратиться и корпоративному сектору.