Грузоперевозки ушли в минус. В РЖД заявили о снижении погрузки на сеть в феврале почти на 10% год к году. Ранее стало известно о сокращении перевозок грузов всеми видами транспорта на китайском направлении.

В сообщении РЖД говорится о снижении активности в строительной отрасли, из-за чего погрузка, к примеру, цемента в феврале сократилась на 17% год к году. Железные дороги стали меньше использовать для перевозки черных металлов, нефти и продуктов переработки, правда здесь падение уже не такое значительное. Высокая база февраля прошлого года, в котором было 29 дней, тоже ухудшила статистику.

Для некоторых грузоотправителей перевозки по железным дорогам стали слишком дорогими. Но есть и другие причины снижения погрузки на сеть РЖД. Продолжает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:

Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры «Причины можно разделить на две группы. Первая группа — это связано с проблемами у грузовладельцев, то есть с экономикой в целом. У нас изменилась и география отгрузок, есть проблемы с международными контрактами, есть проблемы с внутренними отгрузками. A вторая группа причин — это связано с качеством работы российских железных дорог. То есть у некоторых грузоотправителей были и грузы, были и вагоны, но они их не смогли отправить в феврале месяце за счет того, что их конкретно не приняли к перевозке. За счет этого и сформировалась вот эта цифра падения чуть меньше 10%».

В феврале в редакцию «Бизнес FM» обратился один из представителей логистической отрасли, сообщивший о том, что стоимость грузоперевозок из Китая на Дальний Восток рухнула почти на треть. Причем всеми видами транспорта. Причиной участники отрасли называли сокращение китайского импорта в этом году. Например, ввоз китайских автомобилей почти обнулился после повышения с января утильсбора в России. В прошлом году автодилеры и продавцы строительной техники старались закупить товары по максимуму, а теперь почти ничего из Китая не возят. И улучшения с перевозками грузов на китайском направлении пока не наблюдается. Говорит старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

Георгий Властопуло старший партнер компании «Оптималог» «Стоимостный импорт вроде как остался на значениях 2024 года, а вот товарный импорт — такое ощущение, опять-таки, по нашим данным, что он все-таки снизился, именно выраженный в тоннаже, в количестве грузов. Ну и в 2025 году эта тенденция, в принципе, продолжилась, потому что в январе мы видели, что, по крайней мере, заказы от наших клиентов несколько снизились. Февраль, понятное дело, что в Китае Новый год. А после февраля мы видим не такое быстрое восстановление, как в предыдущие годы. Мы это связываем, во-первых, в общем и целом с охлаждением российской экономики, а во-вторых, многие импортные компании использовали заемные средства, и, естественно, под такие проценты никто брать краткосрочные кредиты не намеревается».

Интересно, что оба собеседника радиостанции в качестве одной из проблем логистической отрасли называют охлаждение российской экономики. При этом глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже несколько месяцев подряд заявляет о перегреве экономики, что, по ее словам, стало одной из причин разгона инфляции.