Маркетплейсы считают излишней обязательную авторизацию продавцов через «Госуслуги»
О введении такой авторизации для продавцов на маркетплейсах и досках объявлений сказано в рассматриваемом Госдумой пакете поправок к ряду законов. Онлайн-площадки также напоминают, что для иностранных продавцов такая авторизация невозможна в принципе, а сейчас селлеры и так проходят авторизацию при открытии магазина
Читать на полной версииМаркетплейсы не оценили «Госуслуги». Онлайн-площадки выступают против введения обязательной авторизации продавцов через государственный сервис. Одни боятся потерять иностранных селлеров, другие опасаются оттока пользователей на ресурсы, где никакая авторизация вообще не требуется. Что думают об этом сами продавцы? И повлияет ли авторизация через «Госуслуги» на стоимость товаров на маркетплейсах?
Требование об авторизации через «Госуслуги» для размещения объявлений о купле-продаже на онлайн-площадках содержится в целом пакете поправок, которые правительство внесло в Госдуму. Предполагается, что эта мера затруднит жизнь мошенникам, которые продают несуществующие товары. Или собирают деньги, а потом изчезают. Продавец на Ozon Сергей не уверен, что селлерам на маркетплейсах нужна такая авторизация:
«На маркетплейсах мне не очень вообще понятна суть какой-то дополнительной авторизации, потому что она и так существует. В любом случае это какое-то юрлицо, которое уже имеет реквизиты, ОГРН и так далее. Не знаю, нужно ли в данном случае с маркетплейсами. Если, конечно, это будет какая-то глобальная сложность с кучей СМС-подтверждений для каждого сотрудника, какие-то отдельные регистрации — ну, конечно, это может быть проблемой».
Мнение селлера, основателя школы «Меркатус» Лео Шевченко:
Лео Шевченко селлер, основатель школы «Меркатус» «Скорее всего, это будет сложность для маркетплейсов, потому что будут новые бизнес-процессы, и поэтому они сопротивляются. Но в целом для селлеров это никакого труда не вызовет. Если мы говорим про повышение цены или там снижение или повышение оборота, то, я думаю, никаким образом на это не скажется, если только не будет введена платная маркировка. Если будет такая же система, как с «Честным знаком», где нужно проходить верификацию, получать QIS, платить за QIS, то в данном случае, конечно же, мы поднимем стоимость на наши товары, и для конечного покупателя стоимость будет выше».
Wildberries предупредил о риске пропажи товаров иностранных продавцов, если власти введут обязательную регистрацию на площадке через «Госуслуги». Об этом сообщили РБК в пресс-службе объединенной компании Wildberries и Russ.
В таком случае иностранцы, подавляющее большинство — это китайские селлеры, действительно не смогут торговать на российских маркетплейсах. Продолжает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Иностранцы точно не смогут регистрироваться, для них нужно рассматривать другой порядок. Граждане России и российские юрлица смогут, им уже сейчас предлагают такую опцию. Но, помимо этой опции, у них сейчас есть более широкий спектр возможностей авторизовать себя. У многих банков есть свои банковские ID, эта проверка проводится через них. Либо сверяют, например, данные банковские о расчетном счете с ИНН».
Российские маркетплейсы, в частности Ozon и Wildberries, действительно потратили много сил на привлечение китайских селлеров. Если они уйдут, хуже будет только самим площадкам. У них ассортимент сократится. Но россияне смогут покупать все то же самое и по тем же примерно ценам на AliExpress. То есть потребитель, скорее всего, никак не пострадает.
В «Авито» отмечают, что любой пользователь, перед тем как продать детскую коляску на сайте объявлений, должен будет пройти верификацию через «Госуслуги». Поэтому есть риск того, что люди, которые время от времени продают что-то ненужное, уйдут с площадки в соцсети и мессенджеры. «Мы внедрили целый пул инструментов для защиты своих пользователей: от инструментов «безопасной сделки» с транзакцией внутри платформы до ML-моделей, которые реагируют на любое отклонение от безопасного сценария на платформе, а также компенсационный фонд для защиты продавцов и покупателей и выстроенный трек отношений с правоохранительными органами. За счет развития инструментов защиты и вложениям в обучение пользователей правилам цифровой гигиены — за последние пять лет мы снизили число обращений с жалобами на злоупотребления со стороны пользователей платформы более чем в 100 раз. Поэтому более эффективным решением будет внедрение обязательной верификации бизнеса и пользователей, которые имеют признаки недобросовестного поведения. При этом, по нашим оценкам аккаунт на Госуслугах имеют менее 50% субъектов МСП, поэтому целесообразно предоставить для МСП возможность проходить верификацию альтернативными способами, например через банковские ID и реквизиты, что для бизнеса имеет более высокую степень защиты», — рассказали в классифайде «Авито».
В то же время, гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов считает, что, авторизация продавцов через «Госуслуги» может снизить число мошенников на сайтах объявлений:
Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Проблема касается площадок, где основную долю продаж имеют физические лица. Для них на самом деле использование обязательной авторизации через «Госуслуги» является достаточно адекватным решением, потому что там малая доля непосредственно международных продаж и применение такого рода авторизации, да, оно может снизить какую-то долю пользователей, но может значительно обелить этот рынок».
Как минимум одна схема, которой активно пользуются мошенники, станет неактуальной при введении авторизации продавцов через «Госуслуги». Это аренда учетных записей — когда жулики получают доступ к аккаунту на онлайн-площадке за вознаграждение. Вряд ли владелец аккаунта захочет давать им еще и доступ к своим «Госуслугам».