Минпромторг: проект разработки легкого самолета «Байкал» не будет заморожен
Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что проект может быть заморожен или передан на доработку S7 Group из-за конструктивных проблем, на решение которых потребуется до пяти лет. Какова ситуация вокруг нового самолета, который должен сменить знаменитый кукурузник?
Читать на полной версииПроблемы с разработкой «Байкала», которая стартовала в 2019 году, возникают не впервые. Главная — это высокая стоимость самолета. Изначально предполагалось, что цена будет 120 млн рублей. Летом 2024 года она выросла втрое, до 460 млн. Потом опять снизилась — через несколько дней после того, как Владимир Путин в ходе ВЭФ поручил правительству ускорить разработку и производство самолетов малой авиации. Новая стоимость «Байкала» — 260 млн рублей. Уже не полмиллиарда, но все равно намного больше, чем планировалось. Зато новый самолет, который должен сменить заслуженного ветерана Ан-2, будет полностью импортозамещенный.
Источники газеты «Коммерсантъ» рассказали о других проблемах, уже конструктивных. У самолета плохая устойчивость на малых скоростях, ему нужно увеличить хвостовое оперение и доработать шасси. На устранение недостатков разработчик, Уральский завод гражданской авиации, запросил у правительства дополнительно 10 млрд рублей.
Страна не впервые пытается создать новый легкомоторный самолет, но замены знаменитому кукурузнику до сих пор нет, отмечает авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич:
Вадим Лукашевич авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого «Уже лет 30, наверное, мы пытаемся создать замену Ан-2, и ничего толком не получается. Принципы проектирования среднемагистрального самолета и небольшого, маленького самолета для региональных линий разные. Если конструкторы «КамАЗа» начнут проектировать Mercedes, у них не получится. Но не потому, что они глупые или неопытные, просто другие принципы, другая школа. Поэтому для меня история с «Байкалом» достаточно ожидаемая именно потому, что даже в советское время все попытки замены Ан-2 — а Ан-2 это середина прошлого века — не увенчались успехом. Нет такого самолета, который был бы настолько же универсальным, неприхотливым, дешевым, простым».
Из-за проблем с разработкой «Байкала» возникла идея восстановить производство советских двигателей для самолетов Ан-2. На что потребуется почти 2 млрд рублей. Установка этих моторов на кукурузники позволит продлить эксплуатацию самолетов. Продолжает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Федор Борисов главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Основная проблема эксплуатации Ан-2 — у тех двигателей, которые делались еще в советское время, заканчивается срок, и такие двигатели больше не производят. Поэтому вопрос ремоторизации не такой простой. Сам подход к ремоторизации Ан-2 правильный, потому что парк Ан-2 без двигателей, которые способны летать, в стране достаточно большой. Что касается того, что мы хотим воссоздать производство советского двигателя, — это тоже очень сложный вопрос, который требует большого количества времени. Поэтому, к сожалению, такого быстрого решения в течение года-двух по этой машине нет».
Не только у «Байкала», но и у всех других самолетов, которые находятся в процессе разработки, могут быть технические проблемы. Это не повод отказываться от самих проектов. Продолжает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
В Минпромторге по следам обсуждения в СМИ ситуации с «Байкалом» заявили, что проект заморожен не будет.
В проект создания самолета «Байкал», по данным на осень 2024 года, было вложено порядка 5 млрд рублей. С учетом дополнительного финансирования, о котором пишет газета «Коммерсантъ», но которое пока, вероятно, не выделено, разработка обойдется в 15 млрд. Это если не потребуется новых доработок.