Генпрокуратура подала иск к компаниям группы «Домодедово» и Каменщику
Эксперты не исключают, что аэропорт в итоге попытаются национализировать. Вопрос о передаче объекта государству уже поднимался более десяти лет назад — после теракта, в результате которого погибли 37 человек
Читать на полной версииГенпрокуратура подала иск к владельцам аэропорта «Домодедово» и другим компаниям, связанным с этим активом. По данным «Коммерсанта», перед подачей иска прокуроры проверяли обстоятельства приватизации аэропорта. Чем закончилось проверка, пока неизвестно, но опыт последних лет показывает, что, если у Генпрокуратуры возникают такие вопросы, проблемы с приватизацией надзорный орган находит.
Материалы дела появились в картотеке Арбитражного суда Московской области. В ответчиках — три десятка компаний, которые участвуют в управлении аэропортом, включая фирмы бенефициара Дмитрия Каменщика. Помимо Каменщика, в ответчиках оказался Валерий Коган, возглавляющий набсовет аэропорта.
В пресс-службе аэропорта «Домодедово» подробно ситуацию пока не комментируют. Там ограничились лишь заявлением о том, что компания строго соблюдает все требования законодательства, а официальную позицию сформируют после того, как иск будет изучен.
Судя по тому, как Генпрокуратура в последние несколько лет активно оспаривает итоги приватизации 90-х, заявляя, что в те времена она была проведена незаконно, юристы не исключают, что претензии к аэропорту «Домодедово» могут лежать в той же плоскости. Хотя сравнивать аэропорт времен приватизации с тем объектом, в который он превратился, мягко говоря, некорректно. В 90-х это был обычный типовой прямоугольный терминал. Перейдя в частное управление, аэропорт «Домодедово» одним из первых прошел полную реконструкцию. По мере роста пассажиропотока появился еще один терминал, функциональность и потенциал которого до сих пор не использованы полностью. А еще парковки, гостиницы, привокзальная площадь, платформа аэроэкспресса, грузовой терминал, технические сооружения и так далее.
Вторая полностью независимая ВПП построена в «Домодедове» за счет бюджета, рассказывает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Впрочем, так работают и другие аэропорты. Если сильно упрощать, то все, что в аэропорту отвечает за взлет и посадку, финансируется государством. А все, что есть в «Домодедово» для удобства пассажиров, было сделано за счет частных инвестиций. Оценить их объем сейчас проблематично, это же можно сказать и о рыночной стоимости актива. Но он явно очень лакомый кусок и прибыльный бизнес стоимостью в несколько миллиардов долларов. Продолжает Роман Гусаров:
И теперь на эти активы, скорее всего, будет претендовать государство. В отношении аэропорта «Домодедово» уже были судебные разбирательства после теракта в 2011 году. Тогда было возбуждено уголовное дело против владельца Дмитрия Каменщика по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц». Многие наблюдатели тогда связывали следственные действия с очередной попыткой сменить собственника аэропорта. Впрочем, дело прекратила как раз Генпрокуратура, посчитав преследование незаконным. Генпрокурор тогда лично потребовал от СКР не преследовать бизнесменов. Причем это требование было обязательным к исполнению, и его невозможно было обжаловать.
О перспективах, возможно, очередного подхода к снаряду, но уже со стороны прокуроров рассуждает адвокат Андрей Гольцблат.
Но здесь есть важная деталь. Не так давно Конституционный суд решил, что, если приватизация проходила просто с нарушениями, в таких делах продолжает действовать срок исковой давности в десять лет (и тогда национализация аэропорту, по идее, не грозит). Но если это были нарушения, связанные с коррупцией, сроков давности не будет. Детали иска Генпрокуратуры пока неизвестны, однако юристы ранее уже отмечали, что доказать в суде наличие коррупционной составляющей в сделках 30-летней давности крайне трудно. Впрочем, еще труднее доказать, что коррупции при этом не было.