У мебельщиков пока наладилось, а у станкостроителей нет. Бизнес снова жалуется на действия российской таможни.

Ранее «Бизнес FM» рассказывала о том, что таможня Владивостока начала классифицировать завозимую мебельную фурнитуру как подшипники. Что, по словам импортеров этой продукции, поставило их бизнес под угрозу банкротства. На это же, как оказалось, уже давно жалуются и те, кто ввозит в страну направляющие для станков.

Суть проблемы общая: Россия пытается защитить собственное производство подшипников. Для этого была введена общая пошлина на ввоз подшипников — 10% и отдельно — антидемпинговая в 41,5% для подшипников конкретно из Китая. До определенного момента мебельщиков и станкостроителей это особо не беспокоило.

Производители мебели заказывали себе роликовые направляющие — это рельсы, на которых выезжают, например, кухонные ящики. Станкостроителям привозили направляющие линейные — суть та же. Пошлина на направляющие для этих производств равнялась нулю. Но в какой-то момент на некоторых таможенных пунктах в России эти направляющие начали считать подшипниками.

Но проблема даже не в том, что пошлина в момент выросла с нуля до 50 с лишним процентов. Самое страшное — это то, что антидемпинговые пошлины можно взимать и за предыдущие три года. А такие штрафы не потянет ни один бизнес. На это редакции жаловались импортеры мебельной фурнитуры.

Об этом же говорит генеральный директор компании «Зетек» Сергей Боровиков. Его компания ввозит в страну направляющие для станков. И этот бизнес столкнулся с проблемами на таможне еще в 2022 году. С тех пор были и жалобы, и суды. И где-то бизнес выигрывал у таможни, а где-то проигрывал. Ситуация порой доходит до абсурда, говорит Сергей Боровиков:

Сергей Боровиков генеральный директор компании «Зетек»«В 2022 году по нашей компании почти одновременно начались две таможенные проверки. Нас проверяла курская таможня и самарская таможня. По результатам курской таможни нарушений в классификации линейных направляющих не обнаружено. То есть фактически код юридически оставлен, который мы заявляли с нулевой пошлиной. Вместе с тем самарская таможня по тому же товару, по тому же контракту, по тому же поставщику, по тем же артикулам, выносит прямо противоположное решение, согласно которому товар является подшипником. Каким образом один и тот же товар, ввозимый от одного производителя по одному же контракту ФТС, в одном случае признается подшипником, а в другом не относится к подшипникам, нам непонятно».

Но бывало и хуже. Когда одни и те же направляющие одна и та же таможня в разное время признавала и направляющими, и подшипниками, а в третий раз разобрала на две части то, что разбирать нельзя, и одно признала подшипником, а второе направляющей. Массу вопросов у импортеров комплектующих для станков вызывает и само наличие антидемпинговой пошлины для направляющих, которые периодически признают подшипниками, говорит член экспертно-правового комитета Ассоциации деловых партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности Алексей Ильичев:

Алексей Ильичев член экспертно-правового комитета Ассоциации деловых партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности «Этот товар, который поставляется импортерами, в принципе не производится на территории Российской Федерации. Делали запрос в Минпромторг по поводу, производится ли с такими же химическими характеристиками что-либо в России. Минпромторг в 2023 году и в 2024 году отвечал, что ничего не производится. Есть ряд судебных дел, которые вынесены в пользу линейных направляющих».

Ранее о такой же проблеме с таможней на «Бизнес FM» говорили импортеры мебельной фурнитуры. После того эфира ситуация на конкретной таможне выправилась, но нет гарантий, что ситуация не повторится, говорит представитель компании — импортера мебельной фурнитуры Владимир:

«Что касается текущей ситуации по выпуску, то, насколько я знаю, да, улучшилась. То есть сейчас происходит выпуск фурнитурным кодом. Но официальных пояснений пока нет. В эфир нас поставили, реально видно, что это оказало влияние на данном этапе. Сейчас хочется, чтобы ситуация была в более законченном виде, либо чтобы ФТС выпустила пояснение. Будет ли это дальше, будут ли еще дополнительные объяснения, пока не очень понятно».

А пока получается, что пошлины вводят и не вводят на подшипник, который не подшипник — по мнению одной таможни, а по мнению другой — нет.