Психология карьеры: уметь просить
Как неумение обращаться с просьбами к начальству и принимать помощь коллег влияет на карьерный рост и как научиться правильно просить о помощи в трудных делах
Читать на полной версииНикто не любит просить «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут», — сказал Воланд. Эту цитату многие воспринимают как руководство, когда им действительно надо о чем-то попросить — они не делают этого, а в оправдание вспоминают слова из книги, ну вот же, сказали — нельзя просить. И как это связано с карьерой? Разберемся.
Неумение просить и движение по карьерной лестнице Существует много ограничивающих убеждений, которые тормозят карьеру, мешают достижению целей. Если вы уверены, что просить стыдно, а еще лучше всегда отдавать, чем получать, то достичь топовой позиции с такими установками будет трудно. Стеснительные люди, которые боятся попросить и получить отказ, не смогут работать на позициях, где надо продавать или развивать бизнес, делать коллаборации или партнерства, они не смогут руководить командой, ведь лидерство предполагает не только директивное управление.
Просьба как ресурс Работодатели и хедхантеры проводят тестирования soft skills, то есть, гибких навыков. Например, я использую тест Hogan, чтобы выявить уровень общительности, умение решать задачи нестандартным путем, способность сотрудничать, находить ресурсы там, где их нет на первый взгляд. Так вот, умение вовремя и вежливо попросить, например, контакты или помощь — это мощный ресурс, который помогает достигать целей.
Действия в сложной ситуации У эйчаров в арсенале есть такой любимый проективный тест, называется «Стена»: Представьте, вы на пути к своей цели, вдруг перед вами стена, и ей нет конца. Что будете делать? Как продолжите свой путь? Когда отвечающий выдал все стереотипные реакции вроде разрушить, сделать подкоп или уйти, перед вами возможности оценить, как человек взаимодействует с другими людьми. Большинство отвечающих, увы, готовы обратиться за помощью только в крайнем случае или вообще не готовы, потому что это сродни «унижению», как они отвечают, или это «признак слабости», и такой есть вариант ответа. Надо ли говорить, что для бизнеса «один в поле не воин», умение опираться на помощь в сложных ситуациях — это то, что обеспечивает быстрый результат.
Как правильно принимать помощь Отдельного внимания заслуживает разговор об умении принимать помощь. Ведь по результатам того же теста Hogan многие признаются, что позиция одиночки «я пока сам попробую решить вопрос, спасибо» близка многим, даже если помощь приходит сама, откуда не ждешь. Для карьеры это выглядит как упущенная возможность. Например, предложили повышение — не надо, я не готов, давай тебя на обучение отправим — ой, сейчас аврал, нет времени, а может, твоего на стажировку ко мне — ну что ты, пусть сам ищет работу. Предлагаю антитезу булгаковской цитате: просите, и дано будет вам, ищите и найдете, стучите, и отворят вам.