Испанский рынок: кнутом или пряником?
Испания — страна, экономика которой очень тяжело переживает нынешний финансовый кризис, а строительный сектор так просто находится в состоянии глубокого шока. Теперь аналитики спорят, что ему больше нужно для выздоровления
Читать на полной версииИспания — страна, экономика которой очень тяжело переживает нынешний финансовый кризис, а строительный сектор так просто находится в состоянии глубокого шока. Теперь аналитики спорят, что ему больше нужно для выздоровления — мягкие универсальные меры или глубокая встряска.
Ситуация в Испании и правда непростая. С одной стороны, сток нереализованного жилья составляет, по разным оценкам, от 1 до 1,5 млн единиц, на продажу которых даже при самом благоприятном раскладе требуется 3–4 года. С другой стороны, несмотря на общее падение цен, которое одни источники оценивают в 11%, а другие в 40, испанское жилье, по мнению международных аналитиков, все еще остается переоцененным: чтобы соответствовать историческому контексту, испанцам необходимо сбросить цены еще процентов на 35 — то есть, практически убить свой девелоперский бизнес. С третьей стороны, за время кризиса едва ли не крупнейшими владельцами недвижимости стали банки, в руках которых сегодня сосредоточено объектов на 36 млрд евро — и банкам из боязни потенциальных потерь выгоднее держать цены на необоснованно высоком уровне, даже если это тормозит продажи. В общем, лебедь, рак и щука по сравнению с нынешним испанским раскладом – просто группа единомышленников.
Пока бизнес разбирается внутри себя, государство приняло закон об устойчивой экономике, который отменяет модель, опирающуюся на спекуляцию жильем, и заменяет её новым курсом. Чтобы подбодрить строительный сектор и частично решить проблему возникшей в нем безработицы, активность строителей предлагается направить на реконструкцию старого жилого фонда, а вялую активность покупателей — на арендный сегмент. На это государство готово потратить часть 20 млн евро, которые получил в свое распоряжение Фонд устойчивой экономики.