$cacheKey=
string(106) "["DocumentIndexAction","DocumentIndexAction::_createCacheKey","v3",435183,1,null,"2020-07-23 10:37:26",""]"
=
Экология стала трендом: как компании приходят к экономике замкнутого цикла
16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 86.59 / ₽ 7989
  • RTS1127.65
31 января 2020, 13:16 Компании

Экология стала трендом: как компании приходят к экономике замкнутого цикла

Лента новостей

Социально ответственный бизнес выступает за повторное использование отработанных материалов

Фото: Unsplash

Экологичный подход и забота о будущем планеты — безусловный тренд прошлого, 2019 года и наступившего 2020-го. Конечно, эти вопросы обсуждались и раньше, но сейчас изменились масштабы дискуссии. Из маленьких тематических групп и отдельных рубрик в СМИ вопросы загрязнения окружающей среды активно перебираются на ведущие мировые площадки и обсуждаются на высшем уровне. Тема экологичности захватила отдельных личностей и бизнес-сообщество. Люди переходят на раздельный сбор мусора, в то время как компании все чаще принимают внутренние директивы и регламенты, связанные с защитой окружающей среды.

Сегодня социально ответственный бизнес задумывается о создании «цепочек возврата» при поддержке партнеров и поставщиков — это означает, что отработанные материалы должны возвращаться для переработки и повторного использования. Крупнейшие компании мира осознают, что ответственный поход к бизнесу не только улучшает репутацию, но и, как ни удивительно, способствует росту доходов. По данным исследования Accenture, опубликованного в 2015 году, «циркулярная экономика» может принести компаниям дополнительную прибыль в размере 4,5 трлн долларов к 2030 году. Бизнес-модели, предполагающие возврат использованных материалов, помогают добиться экономического роста и повышения конкурентоспособности при сокращении потребления природных ресурсов.

Пластиковая угроза

Одна из самых важных проблем в вопросе защиты окружающей среды — сбор и переработка пластика. Более десятка крупнейших мировых компаний, в числе которых Microsoft, Dell, HP, General Motors, Interface, IKEA и другие, объединились в рамках инициативы NextWave. Проект предполагает развитие цепочек производств, в которых будет использоваться переработанный пластик, собранный в океанах. Другие же виды пластика предполагается использовать все меньше и меньше.

Ранее участники инициативы рассказывали, что каждый год в Мировой океан попадает более 8 млн тонн пластикового мусора. Если ничего не предпринять, то уже через пять лет объем пластика в океане достигнет 150 млн тонн — это настоящая экологическая катастрофа, которая угрожает как многим водным обитателям, так и людям.

Компании, подключившиеся к NextWave, заявляют, что использование в производстве переработанного пластика и переход к экономике замкнутого цикла может изменить ситуацию к лучшему. Например, НР уже собрала около 350 тонн океанического пластика, который затем был переработан и использован для производства картриджей и оборудования.

Пугающие цифры

Пластик, попадающий в Мировой океан, — одна из самых обсуждаемых проблем экологии. В 2016 году в совместном докладе Всемирного экономического форума, Фонда Эллен Макартур и консалтинговой компании McKinsey была озвучена перспектива: к 2050 году пластиковые отходы займут в океанах больше места, чем все стаи рыб вместе взятые.

Фото: Unsplash

Одна из ключевых идей доклада — запуск инициативы «Новая экономика пластмасс». Как и NextWave, эта инициатива касается принципов круговой экономики, примененных к пластиковой упаковке. Именно упаковка, используясь всего один раз, наносит огромный вред окружающей среде. По оценкам ЮНЕСКО, мировой ущерб экологии от пластиковой упаковки в деньгах достигает 40 млрд долларов, при этом производители ежегодно тратят на создание такой упаковки 80-120 млрд долларов. Одна из основных проблем заключается в том, что 72% реализуемой упаковки не используется повторно: 40% попадает на свалки, а 32% «покидает» систему, что означает сжигание или сброс в океан.

В докладе, представленном на ВЭФ, отмечается, что до 50% произведенной упаковки можно перерабатывать. Для этого компаниям необходимо модернизировать производства согласно требованиям циклической экономики. Еще 20% пластиковых упаковок необходимо заменить на многоразовые. Например, пакеты в магазинах можно заменить на бумажные, а стаканчики для кофе с пластиковыми крышками — на термокружки.

На сегодняшний день человечество произвело 8,3 млрд тонн пластика по всему миру и переработало лишь небольшую его часть. Организация Orange Ocean приводит пугающие данные: каждую минуту в океан сбрасывается столько же пластика, сколько вмещается в один мусоровоз. К 2030 году этот объем увеличится до двух мусоровозов в день. К 2050 году — до четырех.

Если ничего не предпринимать, океаны будут уничтожены. Их обитатели умрут, люди понесут огромный ущерб — экологический, экономический и ущерб здоровью.

Любая деталь имеет значение

По данным компании HP, присоединившейся к NextWave в 2018 году, более 80% струйных и 100% лазерных картриджей уже производятся с использованием переработанных материалов. Это далеко не мелочь: повторно было использовано 100 килотонн различных материалов в производстве 3 млрд струйных и лазерных картриджей. То есть металл и пластик после однократного использования не попали на мусорные свалки, а использовались в новом цикле производства.

Инициативы, призванные сократить количество отходов при производстве, появились не сегодня. Компания HP запустила программу по приему и переработке отработанных струйных картриджей еще в 1995 году. В 2000 году компания стала применять материалы, полученные в ходе программы, в производстве лазерных картриджей — цикл замкнулся. В компании верят, что экологичный подход является источником развития и инноваций. В 2018 году HP получила более 972 млн долларов прибыли, обусловленной инициативами по устойчивому развитию, что на 35% больше, чем годом ранее.

Фото: HP

При этом в HP отмечают, что использование так называемых совместимых картриджей, или «клонов» оригинальных расходников, подрывают усилия по защите окружающей среды. Неоригинальные картриджи часто выходят из строя, печатают некачественно, в результате чего до 29% напечатанных материалов оказываются непригодными. Растет расход бумаги, потребление электроэнергии и органического топлива. Получаемые при использовании «клонов» непригодные материалы увеличивают на 55% объем выбросов углерода.

Но главное: 97% картриджей-«клонов» после использования попадают прямиком на свалки, потому что никто не заботится об их переработке. При использовании оригинальных картриджей производитель бесплатно утилизирует отработанные расходники.

Новое поколение выбирает экологичный подход

Другой участник инициативы NextWave — IKEA, которая в 2018 году рассказала о своей обновленной стратегии устойчивого развития. Компания обязалась обеспечить вывоз одноразовых пластиковых изделий через свои магазины к 2020 году. А к 2030 году IKEA планирует включить принципы «циркулярной экономики» в разработку всех своих продуктов. Компания стремится использовать только возобновляемые и переработанные материалы.

Представители бизнеса отмечают, что вопросы экологичности выходят на первый план и с точки зрения найма сотрудников. В 2018 году был проведен большой опрос офисных работников, в котором приняли участие более трех тысяч человек. Более половины из них — 56% — отметили, что предпочли бы работать в компании, которая соблюдает стандарты устойчивого развития при ведении бизнеса.

Наиболее заинтересованы в таком подходе молодые сотрудники — для большинства из них важны нефинансовые мотивации. Согласно исследованию, проведенному We First Branding, принципы устойчивого развития, частью которого является забота об экологии, могут внести огромный вклад в культуру корпораций. Благодаря этому каждый сотрудник может чувствовать больший вклад в развитие компании и сохранение планеты. «Большинство миллениалов выросли в мире, где им говорили, что все разваливается», — отмечают авторы исследования. Поэтому молодым людям важно учиться и работать в тех организациях, которым не все равно.

Таким образом, вопросы экологии непосредственным образом влияют на мотивированность сотрудников, а также общий имидж компаний и ее положение на рынке. В связи с этим многие представители бизнеса стали уделять больше внимания экологичности. Организации по защите экологии отмечают, что для того, чтобы действительно снизить «пластиковую угрозу», изменения необходимы сразу в трех областях: в поведении потребителей (то есть каждого из нас), в законодательствах стран и, конечно, в подходе крупных производителей к ведению бизнеса.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию