EcoStruxureTM Power
28 сентября | Спецпроект BFM.ru
Как IoT и Big Data повышают надежность и срок жизни электрооборудования

Одно из главных требований к электроснабжению в новой реальности — надежность. Современные технологии позволяют отслеживать состояние электрических сетей, повышать эффективность их эксплуатации и даже предсказывать возможные неполадки — и при этом экономить на ТО.

Проведение обслуживания электрораспределительного оборудования необходимо для обеспечения его безопасной и надежной работы. Своевременное обслуживание также позволяет продлить срок службы электрооборудования и оптимизировать операционные затраты.

Различные подходы к обслуживанию оборудования по-разному влияют на безопасность, надежность, оптимизацию операционных затрат, срок жизни оборудования, энергоэффективность, эффективность управления запасными частями и общую стоимость владения активами в процессе жизни объекта.

Современные методы технического обслуживания оборудования могут быть важным конкурентным преимуществом для бизнеса. Благодаря своевременному выявлению проблем компания может избежать серьезных последствий для бизнеса. Контроль состояния оборудования помогает экономить на сложном ремонте или замене устройств. Понимание, когда предстоят плановые отключения для ТО, позволяет эффективно распределить часы работы персонала. Все это непосредственным образом влияет на расходы предприятия.

Без технического обслуживания электрооборудования обойтись невозможно, но какой тип ТО можно назвать наиболее современным? Для начала разберемся, какие есть варианты.

1. Корректирующее (реактивное) техническое обслуживание

Корректирующее обслуживание — это подход на основе полного цикла, который просто позволяет оборудованию работать, пока что-нибудь не сломается. Неприятные моменты в этом следующие: часто требуется проведение срочных непредвиденных работ; внеплановые остановки процессов.

2. Профилактическое (превентивное) техническое обслуживание

Профилактическое обслуживание проводится через периодические и заранее определенные интервалы или согласно установленным критериям. Оно призвано снизить вероятности отказа или ухудшения характеристик оборудования и исключения внезапных и дорогостоящих корректирующих работ. Однако для этого требуются достаточные резервы рабочей силы и запчастей. Профилактическое обслуживание проводится во время плановой остановки производства, чтобы минимизировать его влияние на деловые операции. Работы на оборудовании планируются и проводятся исходя из временных интервалов и/или количества единиц оборудования, но без учета степени износа и состояния оборудования.

3. Техническое обслуживание по состоянию

Следующий уровень зрелости и эффективности обслуживания — это обслуживание по состоянию. Его цель — повысить надежность оборудования, максимально приблизив его к оптимальному (первоначальному) состоянию. Это расширение перечня работ профилактического обслуживания за счет тестирования (диагностика состояния оборудования) и/или постоянного мониторинга и последующих действий по техническому обслуживанию. Методы диагностики по месту или постоянного мониторинга выявляют скрытые симптомы неисправности или деградации оборудования (что не обнаруживается при профилактическом обслуживании) до того, как произойдет отказ.

4. Предиктивное (прогнозное) обслуживание

Предиктивное обслуживание — это вершина управления техническим обслуживанием, позволяющая свести к минимуму незапланированные простои и снизить общую стоимость обслуживания, обеспечивая при этом полную предсказуемость при работе с системой распределения электроэнергии. Оно предлагает применение принципа «точно в срок» для профилактического обслуживания. Этот способ не исключает регулярные вмешательства по техническому обслуживанию, но снижает их количество в соответствии с принципом «лишь если надо».

Прогнозирование и вытекающие из него преимущества требуют вложений в передовые технологии. Так, «подключенное оборудование» предполагает применение устройств, имеющих на борту сенсорные технологии для конкретных задач. Необходимы также модули связи, датчики, блоки управления и контроля с функцией измерений и самодиагностики. Новые технологии интернета вещей предлагают недорогие, простые в установке и надежные решения в самых сложных условиях эксплуатации.

Программные решения обеспечивают сбор и визуализацию данных, облегчая взаимодействие оборудования с пользователем, имеют способность взаимодействия с другими системами иного назначения. Логично, что оборудование, изначально готовое к IoT, предоставляет более полный набор данных, чем «модернизированное» оборудование.

Аналитика и сервисы, связанные с новыми или существующими техническими функциями, часто предоставляются с облачных платформ, где расширенная аналитика может объединять и сопоставлять различные источники данных (Big Data), или в сочетании с другими предметными знаниями для получения еще большей ценности из данных в удобной для пользователя форме.

В концепции Schneider Electric EcoStruxure™ Power именно предиктивному обслуживанию отведено особое место. В этой парадигме автоматическому выключателю могут быть назначены задачи учета и анализа качества энергии, измерения параметров режима, регистрации аварийных событий, самодиагностика. К защищенному облаку подключаются все основные устройства системы распределения энергии. Собранные данные складываются в общую картину, в которой симптомы потенциальных проблем предупредят руководителя о рисках заранее и позволят выполнить необходимые работы в плановом порядке.

Каждое устройство может заявить о своем «здоровье» и температуре в облачном журнале-графике, напомнить о регламентных работах, указать свое место на карте, сообщить инженерам заранее, что, когда и как надо сделать. Технологии EcoStruxure™ Power способны отслеживать общее состояние электрических сетей и давать рекомендации по ремонту и замене токоведущих частей и отдельного оборудования. Умные устройства, системы мониторинга, мобильные приложения и облачные сервисы Schneider Electric обеспечивают максимальный уровень надежности.