16+
Вторник, 24 июня 2025
23 июня 2025, 13:39 Финансы
Спецпроект: ПМЭФ-2025

Кирилл Царев, «Сбер»: даже при снижении ставки депозиты долго будут привлекательны

Лента новостей

По мнению топ-менеджера «Сбера», снижение ключевой ставки не окажет драматического влияния и на рынок кредитования

Первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царев.
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царев. Фото: пресс-служба

Какими темпами будут снижаться депозитные ставки? Будет ли оживление кредитования? И какие технологические новинки банки будут внедрять в ближайшем будущем? Эти и другие вопросы на полях ПМЭФ-2025 обсудили главный редактор Бизнес ФМ Илья Копелевич и первый заместитель председателя правления «Сбера» Кирилл Царев.

У нас в студии заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царев. Общая тема всех экономических собраний ныне — вопрос уже, наверное, не о том, будет ли снижаться ставка, а какими темпами она будет снижаться. А шкурный вопрос для огромного количества людей, которые очень полюбили депозиты, — какими темпами будут снижаться депозитные ставки?
Кирилл Царев: На самом деле интересно, что вас волнуют депозиты, а часть клиентов у нас то же самое спрашивают, но про кредиты. И явно два этих ожидания по поводу снижения. Одно носит больше позитивный характер, второе — не такой позитивный.
Мы в нашем телеграм-канале при каком-то очередном инфоповоде на эту тему повесили опрос: вы лично выиграете от снижения процентных ставок (с учетом работы, бизнеса и депозитов)? Своя рубашка ближе к телу, хотя в нашей аудитории, в нашей пастве огромное количество предпринимателей. Большинство ответили, что проиграют, потому что бизнес — это почти рядом, а депозит — это свое.

Кирилл Царев: Да. Я думаю, что по-прежнему депозит остается весьма привлекательным инструментом по одной простой причине: реальные процентные ставки положительные, с высокой премией к инфляции. Поэтому мы, я думаю, еще долгий период времени даже при снижении ставки будем видеть привлекательные сберегательные модели. Я считаю, что будет какое-то снижение ставок, но при этом в текущем режиме депозиты будут оставаться одним из наиболее привлекательных инструментов.

Предполагаю, что в определенный момент времени часть клиентов снова начнут чуть больше смотреть на рынок ценных бумаг. На мой взгляд, это цикличный процесс, мы его видели не один и не два раза. Но пока ставки существенно не снизятся и не уйдет существенная премия к инфляции, я думаю, что большая часть клиентов будут все-таки в депозитах и в сберегательной модели.

Если мы в какой-то момент времени увидим небольшую премию, тогда часть клиентов снова начнут переходить в инвестиции, брокерские счета, и на наших с вами встречах снова будет звучать вопрос, который звучал два или три года назад, до этого лет пять назад, — о том, не заканчивается ли депозитный бизнес, не уходят ли все клиенты в инвестиции. Поэтому мне кажется, что это совершенно нормальное явление, когда клиенты выбирают, исходя из того, какие есть инструменты, но когда высокая ставка по депозиту…

Она фантастически высокая. В истории, наверное, вообще бывает очень мало моментов, когда можно… Она не просто превышает инфляцию, а она значительно превышает инфляцию. Она дает маржу, как не дает никакой бизнес-депозит. Поэтому сейчас все стали сберегать, любую копеечку желательно, пока есть такие ставки, разместить.
Кирилл Царев: Но и, так как инфляция довольно низкая и положительная реальная процентная ставка, я думаю, что сберегательная модель в ближайшее время останется. Нужно существенно сократить на рынке премию к инфляции для того, чтобы клиенты отошли от модели сбережения хотя бы к инвестированию. В инвестировании все равно другая волатильность. Есть, с одной стороны, вроде бы ожидание большей доходности. Но когда по депозиту ставка низкая, аппетит у вас возрастает, а когда у вас ставка по депозиту 20%...
Вы и так счастливы. Несмотря ни на что. Хотя деньги — вещь всегда разносторонняя: с одной стороны, ты счастлив, с другой — нет. По-моему, как раз «Сбер» озвучил цифру, которая тоже привлекла внимание, что накопленных по депозитам населения на данный момент процентных доходов хватило бы, чтобы выкупить всю сданную стране за этот год недвижимость. Понятно, что депозитный доход размазан на всех, а покупают отдельные люди, поэтому это так не бьется, но, тем не менее, это очень большая масса. У меня в связи с этим вопрос: есть ли какие-то прогнозы, ожидания того, что при снижении процентной доходности по депозитам начнется отток не только на рынок ценных бумаг, но и на рынок недвижимости, и как это, соответственно, может влиять на цены?
Кирилл Царев: Я думаю, что в ближайшее время прямо отток на рынок недвижимости не начнется, потому что пока очень высокие процентные ставки. Но, действительно, для россиян недвижимость многие годы была неким альтернативным инструментом инвестиций. Я думаю, что в ближайшее время существенных изменений пока не будет. Будем пока скорее наблюдать, что, с одной стороны, объем процентных доходов будет сокращаться, с другой стороны, он не настолько пока радикально сокращается. Часть его будет реинвестироваться в те же депозиты, часть будет скорее идти, наверное, на рынок ценных бумаг, что-то пойдет, безусловно, в том числе на рынок недвижимости.
Давайте вспомним про кредитование. Какие прогнозы в плане оживления как ипотечного, так и потребительского кредитования? Хотя пока еще сигналы ЦБ я так перевожу: пока рано радуетесь, пока еще надо дождаться.
Кирилл Царев: Я бы пока не говорил, что есть какие-то поводы для радости. Когда ставка по ипотеке — рыночной, не по госпрограммам — больше 22,5%...
Намного больше 22,5%.

Кирилл Царев: Так как мы сейчас ставки снизили, у нас есть сегодня возможность получить по 22,5-23% в зависимости от первоначального взноса. Но все равно это довольно высокие ставки, поэтому с точки зрения рынка ипотечного кредитования, естественно, основной локомотив, который поддерживает этот рынок, — это госпрограмма.

В ближайшее время это так и останется, пока мы будем находиться на ставках больше 20%. По мере того как они будут снижаться, конечно, какой-то дополнительный спрос будет появляться, но я думаю, что этот прирост будет минимальным относительно текущего объема. Фактически сейчас мы видим, что по всему потребительскому кредитованию портфель вырастает только за счет ипотеки, прежде всего за счет государственной ипотеки.

Если мы посмотрим на чистое потребкредитование, то оно сокращается. Год к году и темпы выдачи меньше, и мы видим амортизацию портфеля. Портфель потребительского кредитования сокращается, это текущая объективная ситуация. Там ставки еще выше, потому что риск выше, чем в ипотеке, ставки выше 25%. В ближайшее время снижение на один, два или три процентных пункта вряд ли изменит драматически ситуацию.

С другой стороны, можно, наверное, говорить, что мы находимся на каком-то флэте, дне — как угодно можно называть. То есть этот рынок еще сильнее сокращаться не должен с точки зрения выдачи. С точки зрения портфеля он еще будет какое-то время потенциально, может быть, даже немного уменьшаться, потому что для его стабилизации необходимо объем выдачи несколько увеличить. Сейчас, если будет происходить снижение ставок в целом на рынке — и по депозитам, и по кредитам, мы определенное оживление можем увидеть, но, еще раз подчеркиваю, никакого всплеска, драматического прироста и так далее на текущих уровнях ставок мы не ждем.

Понятно. Поговорим о более веселом — о технологических изобретениях «Сбера», которые периодически сотрясают рынок, потом приводят к водоворотам соперничества. Оставим уже в стороне тему единого QR-кода. Биометрия — тоже очень интересная история, в которой у «Сбера» очевидный приоритет, «Плати улыбкой» постепенно заходит.
Кирилл Царев: Вам нравится?
Нет, я, честно скажу, плачу картой другого банка.
Кирилл Царев: Я понял, нам есть над чем поработать.
И вообще, я всегда технологически консервативен. И еще у меня не iPhone, поэтому мне очень просто платить с помощью телефона. Какая динамика в практическом использовании?
Кирилл Царев: Динамика положительная. У меня, к примеру, есть и iPhone, и Android, и токенизированная возможность платить телефоном, но я плачу улыбкой, потому что это стало еще удобнее, потому что даже не надо доставать телефон. Любая технология имеет определенное время на вхождение. Сегодня мы видим, что растет количество пользователей, которые пользуются биометрией. Вместе с тем есть большое количество консерваторов, мы относимся к этому с уважением, это совершенно нормально. Наша задача всегда была в том, чтобы иметь всю продуктовую линейку. С одной стороны, классические продукты должны безупречно работать, и там тоже надо придумывать что-то новое. С другой стороны, вы все время должны быть в авангарде инноваций и предлагать какие-то новые способы оплаты, какой-то новый клиентский опыт, потому что всегда найдется клиент или группа клиентов, кому это интересно.
В «Сбере» 111 млн клиентов, поэтому у нас есть все — от инноваторов до консерваторов, и наша задача дать продукты каждому. С точки зрения биометрии мы уже поставили более 1,1 млн терминалов, которые принимают биометрию, что важно и чем мы гордимся, это крупнейшее в мире внедрение и применение платежной биометрии, сделано оно было за очень короткий срок. При этом мы понимаем, что часть клиентов относятся с недоверием не только к технологии с точки зрения оплаты, но и вообще сдачи биометрии.
Я бы не боялся, просто у меня платежная карта не ваша, и привычка к телефону, поэтому мне не приходится. А так бы, наверное, да. И биометрию я когда-то сдал именно в «Сбере», как, наверное, большинство людей.
Кирилл Царев: Теперь есть Единая биометрическая система, где все собрано вместе. И сегодня не только «Сбер», но и другие участники рынка имеют к этому доступ. Поэтому здесь вопрос, какие компании и с какой скоростью эти сервисы будут развивать. Для вас это вопрос, будет ли ваш банк развивать или нет, или когда он его разовьет, как вы будете пользоваться, захотите или нет. Или в какой-то момент, посмотрев, что вокруг вас все платят улыбкой, захотите все-таки взять карточку «Сбера», чтобы начать платить улыбкой.
Действительно, одним из главных аккумуляторов биометрических данных, очевидно, есть и будут банки. Что, кроме оплаты, на ваш взгляд, будет внедряться в ближайшем будущем?
Кирилл Царев: На самом деле есть очень много сервисов, но это все действительно в диалоге с государством и законодательством. Во-первых, я думаю, вы обращали внимание, что если вы приходите в магазин, где продается алкоголь, а продукция маркирована наклейкой 18+, кассир должен проверить, является ли покупатель совершеннолетним. Эту проблему точно так же можно решить с помощью биометрии. И сделать это бесшовно, совместив оплату товара с проверкой возраста. В гостинице при заселении вы показываете паспорт, процедуру идентификации тоже можно провести с помощью биометрии, и мы определенные пилотные проекты как раз сейчас разрабатываем.
А для банка это какой-то бизнес-проект? Или это просто технологический эксперимент, который потом будет монетизироваться?
Кирилл Царев: Пока что это больше идея для пилотного проекта, но дальше, если технология удобна для клиента и для торговой точки, с точки зрения клиентского сервиса — мы уверены, что бизнес-модель всегда найдется. За это будут, мне кажется, готовы заплатить либо отели, потому что для них это возможность быстрее обслуживать клиента.
Но и в любом случае мы всегда найдем — в хорошем смысле — того, кто в этом заинтересован. Поэтому мы считаем, что у любой из этих инноваций потенциально есть возможность найти бизнес-применение. С другой стороны, вы совершенно правы, очень важно не забывать, что, когда технологии придумываются, не менее важно, чтобы была возможность инвестиции окупить, потому что иначе пропадает, во-первых, мотивация заниматься этими инновациями. А во-вторых, это, по сути, становится нерентабельным. Так что основная задача в конкуренции — придумывать новые какие-то идеи и проекты, инвестировать в инновации, получать, возможно, иногда локальные или временные преимущества относительно остальных игроков рынка, успевая за это время ту или иную технологию окупить. И тогда вы и двигаете весь рынок вперед, и сами продолжаете быть бизнес-эффективными.
Тут я понимаю намек на историю с QR-кодом. Вы придумали, сделали, но потом приходит государство и делает для всех одинаково, а вы не успеваете окупить то, во что были вложены деньги, чтобы профинансировать следующий этап. Еще у нас появился мессенджер Max — туда будете смотреть?
Кирилл Царев: На наш взгляд, мессенджер — это хорошая инициатива. И мы, безусловно, как один из игроков точно так же рассматриваем вопрос сотрудничества. Потому что для нас важно, чтобы наши клиенты имели возможность использовать привычные сервисы там, где им удобно.
А идея превращения мессенджера в универсальный канал, в том числе платежный, как-то просматривается? Или это пока просто тема для обсуждения?
Кирилл Царев: Это вполне возможно, если мы берем китайский опыт. Я напомню, там не только WeChat, там еще Alipay, и есть набор других сервисов. Понятно, что есть два основных лидера. Суперапы и формирование на их базе всей экосистемы, справедливости ради, так, как в Китае, не взлетело нигде, но это не означает, что это невозможно сделать в России. Поэтому, на мой взгляд, это интересная идея.
А это эффективно?

Кирилл Царев: А это покажет время. Я думаю, задача — предложить пользователям разные варианты удовлетворения их потребностей. Если окажется, что клиентам так удобнее, — мы увидим с вами большое количество пользователей, которые будут совершать эти транзакции. Просто сейчас, мне кажется, мы видим конкуренцию разных идей. Идет строительство экосистем, развитие e-com, финтехов. Нам сегодня предлагают купить билеты на самолет в банковских приложениях. Все хотят быть самой последней милей для клиента, предоставляя услуги свои и чужие под капотом.

Пользователь в итоге в любом случае выиграет, потому что ему предлагается выбор и предлагаются совершенно разные форматы. Вот мы с вами обсуждали биометрию, и вы вспомнили, что вы — консерватор. Здесь, я думаю, ситуация тоже будет выглядеть следующим образом. Каким-то клиентам понравится этим пользоваться через мессенджер, кто-то захочет это видеть в классических приложениях.

Например, когда мы меняем какие-то интерфейсы или добавляем какие-то опции в наше мобильное приложение — по части клиентов мы сталкиваемся в том числе с критикой. И здесь хорошо, что есть такая возможность — посмотреть на это глазами, например, такого суперапа. Построить из этого российский WeChat. И если это будет работать — прекрасно, пользователи оценят и будут пользоваться. Возможно, кто-то скажет, что он хочет по-другому, — и будет пользоваться какими-то другими сервисами. Кто-то захочет, чтобы все было раздельно. Кто-то скажет: «Соберите мне все в одном месте».

Поэтому здорово, что все эти идеи есть в России. Россия сегодня является одной из вообще уникальных стран, где уровень технологического развития соответствует высокому уровню. Где-то — передовой. А где-то — находимся в топе лидеров.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию