
Цитаты персоны
Все персоны
Надоршин Евгений Равхатович
Главный экономист ПФ «Капитал»
22 августа 1978 г. р.
Мнение к материалу от 30 января 2024 года:
«Вместо докладов по денежно-кредитной политике ЦБ будет публиковать резюме обсуждения ключевой ставки»«Это попытка сделать шаг вперед, совершенно однозначно, тем более, это проведено по итогам консультаций, и ЦБ неоднократно просили что-то похожее на итоги заседания ФРС, минутки комитета по открытому рынку, которые тоже публикуются после заседания, публиковать, чтобы был понятней ход обсуждения, мнения, позиции сторонников. На ранних этапах перехода к инфляционному таргетированию, сотрудники говорили: «Что вы смотрите на США, на комитет по открытым рынкам, они там все избираемые, нужна публичность, они там хотят подсвечивать свою деятельность, свой вклад, свои мнения, поэтому у них одна история, а у нас это не нужно, все, это другая». Но по мере продвижения по части совершенствования инструментария инфляционного таргетирования, отнекивавшийся многие годы Центральный банк в итоге пришел к выводу, что это лучше, чем тот формат, что предлагался. И, пожалуй, да, во-первых, немножко другая оперативность. Если доклад о денежно-кредитной политике был не очень востребованным документом, содержал прописные истины и в значительной степени касался скорее прошедшего, уже свершившегося. Прямо сейчас у нас доступен ноябрьский, мало кому интересны уже события ноября, особенно разбор в деталях».
Мнение к материалу от 23 января 2024 года:
«Целесообразно ли продление обязательной продажи валютной выручки экспортерами?»«Если тот рост [импорта], который мы наблюдали на протяжении подавляющей части прошлого года, как минимум в трех кварталах, продолжится, а это рост за счет потребления, то возможности стабилизировать курс за счет принудительной продажи валютной выручки в тех объемах, в которых предписано постановлением, не будет. Причина — в отличие от предыдущих периодов послекризисного восстановления, нынешняя ситуация сильно отличается тем, что экспорт не растет. У нас был до недавнего времени рост импорта и не было роста экспорта. Это стало одним из основных источников значительных проблем с курсом. Динамично растущий импорт при нерастущем экспорте был важным фактором, который оказал влияние на курс в прошлом году и будет оказывать в этом году тоже. Роста экспорта ожидать не приходится. А вот при сохраняющемся росте экономики растущий импорт угадывается без особых осложнений. Если это продолжится, никакой курсовой стабильности мы иметь не будем. Те объемы продаж экспортной выручки, к которым принуждены в нынешний момент экспортеры, рынок не спасут. Нужно будет увеличивать объем этих самых продаж. Сколько остается запасов валютной выручки для продажи и у каких экспортеров, неочевидно. Проблема с тем объемом, который они продают, хорошо просматривается при сохранении роста. Если рост в этом году не сохранится, курсовая стабильность возможна, и, может быть, даже нет необходимости принуждать экспортеров к продажам. То есть того объема валютной выручки, который экспортеры должны продать ради обеспечения собственных потребностей, будет достаточно для покрытия импорта».
Мнение к материалу от 6 января 2024 года:
«Деньги уходят в наличку: в 2023 году на руках у населения оказалось на 2 трлн рублей больше, чем в 2022-м»«У нас весь 2020-й, точнее почти весь 2020 и 2021 годы характеризовались похожим же явлением, в свое время это было связано с ковидом и с тем, что, к сожалению, в общем, на фоне ограничений, наложенных властями, часть бизнеса, похоже, ответила выходом в тень. Этот выход в тень потребовал соответствующих денежных средств для опосредования оборота, и это была наличка. Нельзя исключать, что на самом деле, вышедший в тень бизнес по-прежнему, так сказать, продолжает там функционировать и, возможно, что определенная часть этих теневых сегментов даже разрасталась и развивалась. Второй момент, полагаю, тоже немаловажный и уже довольно активно обсужденный многими, это не очень высокие ставки. Причем я бы, наверное, в первую очередь тыкал не в ключевую ставку ЦБ, а именно в ставки по депозитам банков. Дело в том, что они вовсе не всегда, а точнее на протяжении длительных периодов нашей истории, не были ниже ключевой, они частенько бывали выше. И это не столько и не только заниженная, как вот транслировалось многими, ставка ЦБ виновата, сколько, возможно, более низкие ставки банков, чем ключевая ставка ЦБ, причем в ряде случаев очень заметно более низкие — и обратите внимание, это несмотря на все повышение, произошедшее за последние полгода. Некоторое время назад для российского рынка это не было нормой. Безналичные деньги для экономики эффективнее, если экономика готова к тому, чтобы активно работали безналичные деньги, это лучше, это быстрее, это дешевле. Причем для самих властей это тоже гораздо лучше, потому что безналичные деньги они видят лучше, они для них прозрачнее, нежели деньги наличные. Обратите внимание, экономика страдает от этого без малого уже 15 лет, у нас есть проблемы с приростом производительности и, собственно, с самой ее величиной. Ни то, ни другое комфортным на уровне среднемировых даже показателей назвать нельзя. И это большая сложность, с которой надо было бы бороться. Боюсь, как бы растущий запрос на наличность, причем, что просматривается в данных, может быть, я говорю, с очередным перерывом на высокие ставки по депозитам, может этому создать определенные препятствия».
Мнение к материалу от 22 декабря 2023 года:
«Герман Греф: «Сбер» можно приватизировать, как и большую часть компаний с госучастием»«Никакой приватизации, по сути, в этот момент не происходит. То есть тот факт, что среди акционеров появляются какие-то миноритарии, может быть, даже с относительно крупным для них по меркам рынка стоимостью активов пакетом, принципиально в управлении этим активом, на мой взгляд, это ничего не меняет. Поэтому независимо от того, какой компании идет роль, основной мотив, в моем понимании, государства полностью понятен - это мотив фискальный, то есть привлечь как можно больше средств. Собственно, этим мотивом руководствовались при так называемой приватизации более 10 лет, мне кажется. Последствия мы тоже наблюдаем, к сожалению, в общем, у крупных активов, в том числе попавших в руки частных собственников, есть определенные проблемы с развитием. Потому что таких задач даже и не ставилось при продаже, государство пыталось максимизировать доход, который в результате этой продажи получает, больше ничего практически не интересовало. В моем понимании только такие мотивы сейчас могут двигать государством, мы видели целый год таких примеров. Понятно, что не приватизационных, а способов достать доходы. И почему бы нет, продажа миноритарного пакета, который ничего не меняет в части управления активами, для государства это хороший способ привлечения дополнительных средств, так сказать, без каких бы то ни было дополнительных неудобств и обременений для себя. Но сказать, что это выгодно кому-то на рынке, что мог бы быть какой-то один покупатель с каким-то большим интересом, я не возьмусь, меня что-то кажется, что едва ли такой покупатель найдется. И еще менее вероятно, что это выгодно миноритариям. Хотя у нас вот сейчас некий хайп, так сказать, заходить в IPO. И пусть подавляющая часть входящих входит туда исключительно со спекулятивными мотивами, со стратегиями у нас, к сожалению, катастрофическая беда на рынке, но в целом просто непонятно, зачем миноритариям, с точки зрения там долгосрочных целей и задач, эта акция».
Мнение к материалу от 15 декабря 2023 года:
«Экспортеры будут сообщать ЦБ о валютных активах «дочек» с 1 марта 2024 года»«Тот неожиданный рост глобальной роли рубля, по крайней мере, в международных расчетах, который произошел на фоне событий 2022-2023 годов, вынужденный в существенной степени, застал российские власти врасплох. Они не были готовы положиться на полностью рыночные механизмы, мы хорошо видим, что у нас никакого свободного плавания не было и до сих пор нет, у нас в лучшем случае контролируемое плавание. Понятно, что, когда стала образовываться ситуация, при которой внушительные объемы экспорта не создают должного объема валютной выручки для того, чтобы обеспечить спрос на нее в подходящем количестве, власти озадачились вопросом, как так получается. Вот и выяснилось, что для того, чтобы лучше представлять ситуацию, нужно лучше понимать, что происходит с активами и пассивами российских компаний не только вообще, но еще в разрезе резидентства, и не только самой компании, но еще и по смежным компаниям группы, поскольку за последние почти два года очень многие компании, в том числе с целью обхода санкций, выстроили хорошую сеть зарубежного присутствия. Она и так у многих была, но ее, видимо, нарастили и напитали дополнительными средствами. А поскольку желание присутствовать на валютном рынке не исчезло, и те обстоятельства, которые сложились после 2022 года, диктуют определенную необходимость государству контролировать последствия этих обстоятельств, в частности, обеспечивать стабильность валютного курса, переход на расчеты в национальных валютах, похоже, является одной из причин нестабильности курса рубля, потому что в экспортных потоках все явно происходит несколько иначе, нежели в потоках импортных, и этот дисбаланс никто иной как государство не закроет, раз по его воле происходит этот переход. Совокупность обстоятельств подталкивает российское государство к желанию получить большую информацию, видимо, иным путем, кроме как через дополнительные законодательные ограничения, то есть обязательства, это сделать не получается. Это и происходит через законотворческую деятельность. Дополнительная информация должна облегчить ЦБ принятие непростых для него решений, чтобы рынок подчас и не замечал, что какие-то сложности были пройдены».

Business Break:


Имя нарицательное

Последняя осень
Тесты:

Что вы знаете о биткоине?

Лучше не скажешь...
