16+
Вторник, 1 июля 2025
21 июня 2010, 21:25 МакроэкономикаОбществоФинансыБанки, вклады и кредитыНедвижимость

Андрей Костин: ВТБ построит жилье дольщикам «Дон-Строя»

Лента новостей

Президент–председатель правления ВТБ Андрей Костин в интервью Business FM рассказал о развитии инвестиционного бизнеса, а также о том, как банк поступает с доставшимися ему за долги строительными активами

Президент–председатель правления ВТБ Андрей Костин. Фото: РИА Новости
Президент–председатель правления ВТБ Андрей Костин. Фото: РИА Новости

Президент–председатель правления ВТБ Андрей Костин в интервью Business FM рассказал о развитии инвестиционного бизнеса, а также о том, как банк поступает с доставшимися ему за долги строительными активами.

— На Петербургском форуме ваш банк презентовал именно «ВТБ-Капитал». С чем это связано?

— С тем, что среди участников форума представители многих иностранных компаний, иностранных банков, крупнейших российских компаний, а «ВТБ-Капитал» — это тот институт в нашей группе, который работает с такими клиентами. Мы сейчас приняли решение о слиянии в плане работы корпоративного инвестиционного банка, и сто крупнейших клиентов уже перешли на обслуживание в «ВТБ-Капитал».

— Иностранные подразделения ВТБ тоже переходят в структуру «ВТБ-Капитала»?

— Не все. Только те, которые связаны с целями инвестиционного банка. Их пять — Лондон, Сингапур, Дубай, вновь открывающийся Гонконг. Плюс мы сейчас подаем на лицензию в США — для брокерской компании. Таким образом, помимо России, еще в пяти точках «ВТБ-Капитал» будет осуществлять свою деятельность. Также он будет иметь свое представительство и на Украине, и в Шанхае. Наши структуры готовы работать для всех видов бизнеса.

— В инвестиционном сегменте кого бы вы назвали в числе конкурентов «ВТБ-Капитала»?

— Сегодня крупнейшие конкуренты — это глобальные иностранные банки, не российские. С другой стороны, они и конкуренты, и партнеры. Потому что сегодня крупнейшие компании, когда они выходят на рынок капитала или на долговой рынок, выбирают два иностранных и один русский банк, а раньше, как правило, они брали двух или трех иностранных организаторов выпусков бумаг. «ВТБ-Капитал», например, занимает лидирующие позиции по выпуску евробондов. Мы получили в этом году уникальный результат: стали организаторами выпусков российского суверенного бонда, получили мандат на выпуск украинского суверенного бонда.

— С большими объемами размещения?

— Мы сегодня работаем и с более мелкими компаниями, второго ряда, с теми, которые, возможно, не представляют большого интереса для глобальных игроков типа Goldman Sachs. Мы доступны для компаний среднего уровня. Сегодня стало хорошей традицией — брать российский банк в организаторы такого рода деятельности. И это все больше сделки и по слиянию и поглощению.

— Этот рынок стоял в течение года.

— Стоял, но мы ожидаем, что и в России, и в СНГ эти процессы пойдут ускоренными темпами. После кризиса акценты сменились, возникла новая ситуация, при которой, мне кажется, движение будет достаточно большим.

— Для розничных инвесторов «ВТБ-Капитал» что-то планирует?

— Мы осуществляем продажу инвестиционных продуктов через сеть ВТБ24 и, естественно, делается это с все большей активностью «ВТБ-Капитала». В рамках группы мы координируем эту работу.

— «ВТБ-Капитал» управляет инвестиционными деньгами всей группы?

— Да, и активами.

— Вы говорите о развитии самых маржинальных направлений. А какое их них вы считаете наиболее перспективным?

— Мы планируем, что к концу 2013 года возврат капитала в сфере инвестиционного банкинга будет равен 35%. Он и сейчас примерно такой. В рознице — будет около 20%, сейчас он несколько ниже. А в корпоративном он должен подтянуться до 15%. Вы видите, что разница достаточно существенная, но все равно, мы планируем, что и через три года больше половины доходов будут корпоративными. Для нас принципиально важно улучшить экономику нашего корпоративного бизнеса.

— Как преодолеть то, что сейчас как гиря тянет на дно: невозвращенные кредиты, залоги? Что делать с девелоперскими проектами, которые перешли в управление ВТБ?

— Мы не видим ситуации, при которой нас бы тянуло дальше на дно. В прошлом году мы достаточно честно поступили — взяли те убытки, которые реально видели, и не пошли на рефинансирование каких-то кредитов, которые мы считали бы слабообеспеченными или неперспективными. Отсюда у нас по международным стандартам возникли убытки в размере почти 60 миллиардов рублей, но на сегодня уже есть полная уверенность, что уровень резервов адекватен тем проблемам, которые у нас имеются или имелись и что наращивать уровень резервов и брать дополнительные убытки нам не придется.

Что касается активов, которые мы получили, прежде всего, строек, то во-первых, необходимые резервы под них уже созданы. С другой стороны, если брать пятилетнюю перспективу, мы не видим проблем. Надо просто начинать работать, что мы и делаем — начали возводить объекты, даже стали докупать некоторые проекты в области жилья эконом-класса.

— То есть это становится профильным бизнесом для ВТБ?

— Да. Но мы готовы продавать. На тот же «Детский мир» у нас уже появились покупатели — поступило два предложения. Нас они пока не устраивают по цене, но это уже достаточно серьезные предложения с точки зрения выкупа отдельных активов. Мы такие предложения готовы рассматривать. Взять, к примеру, компанию «Система ГАЛС». Это компания публичная, она прошла листинг на Лондонской бирже, поэтому мы рассчитываем не только на реализацию ее конкретных проектов, но и повышение стоимости капитализации. Эта компания стоила 2 миллиарда долларов еще два года назад. При правильной организации работы и при непрерывном финансировании можно вернуть ее капитализацию на серьезный уровень.

Что касается «Дон-Строя», то мы уже разработали определенную программу. К сожалению, в прошлом году мы не осуществляли оперативного контроля, да и сейчас у нас еще есть бывшие акционеры, но мы будем строже следить за тем, чтобы те объекты, которые планировали сдать в этом году, особенно в области жилья, были сданы. И мы сейчас жестко будем контролировать все шесть объектов, которые намечены к сдаче, потому что к нам уже стали обращаться дольщики, считая, что мы несем ответственность за это строительство.

Я ответственность на себя не стал бы возлагать, но я переживаю за этих людей. Я, как и любой человек советского периода, долго мыкался без собственного жилья и прекрасно понимаю, что это такое. Поэтому мне это близко к сердцу, и мы должны сделать максимум от нас зависящего, чтобы объекты быть введены, тем более, что спрос возрождается. У меня нет большого беспокойства, это не те активы, которые исчезли, пропали. Это недвижимость в центре или в хороших районах Москвы.

— Означает ли это, что стратегически такие активы останутся в ВТБ и вы будете фактически создавать девелоперскую «дочку»?

— Мы хотим получить минимум 100% того, что вложили, плюс набежавшие проценты. Для этого нам придется какое-то время заниматься строительством. «Дочка» у нас есть — и в банке усилено подразделение, и менеджмент в «Системе ГАЛС» мы поставили новый. Поэтому будем этим бизнесом заниматься, но до тех пор, пока не увидим, что появляются другие инвесторы, которые готовы купить. Мы, конечно, вечно оставаться в девелоперском бизнесе не собираемся.

— На одной из панелей форума проводилось голосование по вопросу: что ожидает российскую финансовую систему в ближайшем будущем? Три варианта: развитие, стагнация, кризис. За стагнацию проголосовали 65% участников. Согласны ли вы с таким прогнозом?

— Мне кажется, что темпы роста в ближайшие год-два будут не такими, как они были до кризиса. Но я не считаю, что это стагнация. На мой взгляд, сегодня рынок банковских услуг в России сильно недоиспользован, очень низкий уровень проникновения банковских услуг. Меня всегда статистика поражала: если нас сравнивать с Польшей, то по розничным кредитам мы в четыре раза меньше в расчете на человека. Но если поставить задачу — догнать Польшу, нам нужно создавать еще не один Сбербанк, не один ВТБ.

— Говорят, что российский рынок — самый выгодный. Так ли это?

— Да, я считаю, что перспективы очень большие.

— А существующие системные риски, которые навязаны внешней ситуацией, высокой стоимостью прошлогодних пассивов?

— Системные риски будут существовать до тех пор, пока Россия остается страной с такой односторонней экономикой. Если мы хотим действительно стабильную экономику, где и банковскому сектору было бы комфортно, нам нужно создавать модернизированную, инновационную экономику, стать конкурентными. Все эти проекты инновационные сегодня абсолютно необходимы России.

— ВТБ будет участвовать в их финансировании?

— Будет и участвует. «ВТБ-Капитал» уже участвует в пяти венчурных компаниях.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию