Страны G7 запретят импорт российских непромышленных алмазов с 1 января
Лента новостей
С 1 марта 2024 года ограничат импорт российских алмазов, обработанных в третьих странах

Обновлено в 12:11
Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США запретят импортировать добытые, обработанные или произведенные в России непромышленные алмазы с 1 января 2024 года. Кроме того, с 1 марта введут запрет на российские алмазы, обработанные в третьих странах. Об этом говорится в заявлении «Большой семерки», которое опубликовано на сайте МИД Японии.
ЕС планирует ввести аналогичный запрет в рамках 12-го пакета антироссийских санкций, который пока находится на стадии согласования.
Речь идет не обо всех алмазах, а только о непромышленных, подчеркивает промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:
Леонид Хазанов промышленный эксперт, доктор экономических наук «В России за прошлый год добыли около 42 млн карат алмазов, и большую часть этого объема отправили на экспорт. Пункты назначения поставок необработанных российских алмазов самые различные — Израиль, Индия, Китай, Бельгия, США и так далее. Российские алмазы поставляются в эти страны с целью обработки, и затем уже бриллианты расходятся по всему миру, в том числе они попадают в страны G7. Для чего используются российские алмазы? Есть две очень четкие сферы — промышленные и непромышленные. К непромышленным относится ювелирная индустрия, то есть для производства украшений, к промышленной сфере относятся отрасли, в которых алмазы нужны для обработки металлов или камней. Запрет будет обходиться, может быть, нелегко, но все-таки полегче, чем в случае экспорта с нефтью. Потому что нефть — это большие объемы поставок в тоннаже, а объемы экспорта алмазов значительно меньше, и алмазы не надо перевозить в цистернах или в танкерах, их все-таки можно спокойно отправлять за границу на самолетах. Плюс азиатские потребители, они крайне заинтересованы в российских алмазах, потому что в России добывается 42 млн карат алмазов в год, а это не меньше половины всей годовой добычи на планете. Представляете, отказаться от этих объемов европейским потребителям, что это для них означает? Значит, надо искать других поставщиков, а поставщиков-то не так уж и много в мире. Австралия, Ботсвана, ЮАР, и все они Россию при всем желании не заменят».
О том, почему запрет вводится именно на непромышленные алмазы, рассказывает старший аналитик по сектору металлургии «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Казаков:
— Промышленные, их еще называют «технические алмазы», составляют около трети — 25-30% добычи «Алросы», это более мелкие камни, которые в основном используются в промышленности, и их противопоставляют ювелирным камням, которые используются в ювелирной промышленности. Они составляют основу выручки «Алросы», это наиболее ценный материал, который добывает «Алроса».
— Почему, с вашей точки зрения, именно на них запрет вводится?
— Я думаю, это связано с тем, что отслеживание более мелких камней, которые используются в промышленности, сопряжено с гораздо большими сложностями в пересчете на один карат такого камня.
— Есть ли какой-то способ установить, откуда именно происходит камень?
— Если камень изначально не отследили, то, наверное, по техническим характеристикам его будет довольно сложно классифицировать с точки зрения происхождения. Именно поэтому в рамках санкций изначально очень горячо обсуждался вопрос об отслеживании алмазов. То есть на каком-то этапе у покупателей, у продавцов будут требовать некий вид, возможно, сертификации, возможно, маркировки, с тем чтобы понять, откуда происходил камень. И в случае отсутствия этой маркировки его не будут включать в систему покупки-продажи. Но оговорюсь, что алмазы, как правило, меняют от 20 до 30 рук, прежде чем попасть от условного производителя до финального своего потребителя — покупателя ювелирных изделий, именно этим обусловлена сложность реализации именно механизма. То есть его можно объявить, можно даже попробовать внедрить, но как он будет работать, будет ли он пресекать непрямые поставки через множественные юрисдикции, будь то Россия, потом, допустим, Индия как промежуточная юрисдикция, где ограняются большинство алмазов и из них получаются бриллианты. Потом возможно прохождение еще двух-трех юрисдикций. Это сложная процедура, требующая большой координации всех участников рынка, и не все участники рынка заинтересованы действительно в том, чтобы добавлять себе в структуру затрат еще какие-то механизмы, которые урежут их прибыльность, будут затратны и при этом их выгода будет неочевидна.
Планируется, что страны G7 — крупные экспортеры алмазов — к сентябрю следующего года создадут надежный механизм проверки и сертификации необработанных алмазов. Как именно этот механизм будет работать, не уточняется.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

